Ирина Иванова
Программа по здоровьесбережению «Наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляемая программа «Наши помощники» разработана и апробирована на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат №7» г. Воркуты педагогами: Зыковой М. А., Ивановой И. В., Анисимовой Т. А.
В ней предпринимается попытка решить проблему эффективности использования сохранных анализаторов в коррекционной работе.
Публикация «Программа по здоровьесбережению „Наши помощники“» размещена в разделах
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания младшего школьника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Период детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Сенсорное развитие младшего школьника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. В этой связи важен целостный подход к организации коррекционно-развивающей работы, где особенно нужно выделить значимость сенсорного развития ребенка в младшем школьном возрасте.
«Сенсорное развитие нельзя сводить к механической тренировке ощущений, оно является не автономным, а системным процессом, тесно связанным с формированием ряда психических функций (память, мышление, речь и т. д.)».
В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с нарушением интеллекта было уделено меньше внимания. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие зрительного восприятия менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность зрительного восприятия позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр.
Анализ исследований в области детской психологии и педагогики доказывает необходимость проведения работы по тренировке органов чувств детей младшего школьного возраста, что важно для их сенсорного развития (М. Монтессори, Ф. Фребель, JI.A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, А. П. Усова и др.) От функционирования органов чувств зависит и психо-физиологическое состояние организма, поэтому современные исследователи все чаще обращаются к проблеме ознакомления младших школьников с организмом человека (Н. Н Авдеева, А. А. Вахрушев, Г. К. Зайцев, В. Н. Зимонина, С. А. Козлова, Е. В. Рылеева, Р. Б. Стеркина, и др.). Ряд парциальных программ для воспитания и обучения дошкольников включает в свое содержание знания об организме человека (Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста», «Программа по валеологии», «Здравствуй!», «Открой себя», «Детская картина мира» и др.). Однако пока не было предложено четкой методики по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста представлений о воспринимающих структурах - о системе органов чувств. Так как ребенок этого возраста является самобытной личностью, своеобразно воспринимающей и познающей окружающее, данная проблема должна решаться посредством интеграции интеллектуального, физического и социально-нравственного воспитания и развития ребенка.
Наши наблюдения показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются соотносить орган чувств с определенной информацией получаемой от него, т. е. имеется проблема в осознании своих сенсорных возможностей. Дети недостаточно активно пользуются сохранными анализаторами, что обедняет их чувственный опыт. Спонтанно эти знания не накапливаются и навыки полисенсорного восприятия не формируются.
Содержание мини-программы по формированию представлений об органах чувств человека подтверждает не только ее доступность для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, но также целесообразность и эффективность использования в образовательных учреждениях, практическую значимость для всех звеньев цепочки, включенных в воспитательно-образовательный процесс (детей, их родителей, сотрудников).
Программа «Наши помощники» может использоваться, на наш взгляд, как в специализированных учреждениях, так и системе массового воспитания и образования. Она является формирующим обучением, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание. Эта проблема актуальна для системы массового образования, т. к. виртуальный мир компьютеров и телевизоров все больше побеждает в конкуренции с реальной жизнью, практическим опытом, настоящими чувствами.