Ирина Захарченко
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников».
Автор :Захарченко И. А.
Музыкальный руководитель МАОУ СОШ №6
г. Тобольск.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт -это лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на детский организм. По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Публикация «Мастер-класс „Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами необходимо решать и оздоровительные, такие как
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий активизируются защитные силы организма, устойчивость к заболеваниям.
Интересен тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о влиянии вокального пения на организм. во время пения происходит мягкий массаж горла, голосовых складок,бронхов, диафрагмы, что безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими органами, стимулирует их работу. Поэтому, не удивительно, что среди оперных певцов так часто встречаются долгожители. На основании этих выводов, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровьесберегающие технологии. Понятно, что с дошкольниками возможно и необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.
Песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Нарушением функций речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх, слишком большой вдох; учащённость дыхания, укороченность выдоха,неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка.
Игровой массаж.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальном занятии. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку.
Цель-обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, кишечник.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому.
3. Выработку контроля за положением рта.
Так, путешествуя с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата:
Языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения.
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щёку)
«Язычок, покажись»(покусать кончик языка)
«Зубы кусаются»(покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности)
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы).
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу).
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры занимают важное место на музыкальном занятиях. Эти игры развивают речь, повышают координационные способности рук (это положительно влияет на подготовку к письму).
Пальчиковая игра «Кошка».
Посмотрели мы в окошко, по дорожке ходит кошка.
Кошка песенки поёт, нас гулять с собой зовёт.
Речевые игры.
В этих играх текст поётся или активнодекламируется хором. Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности детей.
Речевая игра «Солдаты».
Тру-ту-ту- стройся в ряд пограничников отряд,
Левой, правой, бегая,плавая.
Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия- важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Слушание подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение, раздражительность,восстанавливает спокойное дыхание.
Практическая часть.
Свою практическую часть я бы хотела начать с приветствия!
Давайте поприветствуем друг друга!
Доброе утро! Улыбнись скорей
Доброе утро будет веселей! (Далее поём)
«С добрым утром ушла ночная тень
Как хорошо,что вместе встречаем новый день!»
Я приглашаю вас в осенний лес, а так как погода осенью переменчива,
Можно заболеть, а чтобы этого не произошло давайте проведём
разминку.
«Не болейка».
Чтобы горло не болело-
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем:
Да, да, да! Нам простуда не нужна!
1. Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Мы тихонечко гуськом
На носочки встали,
По лесу побежали.
Ногу выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке-
Шагают наши ножки.
(Идут друг за другом по кругу.)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Утро» Э. Григ.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй,солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
(Дети выполняют движения).
Как красиво в осеннем лесу,
Под берёзой, под осинкой
Шевелясь едва -едва
Будто выводок утиный
По реке плывёт листва.
Пальчиковая гимнастика.
Будем листья собирать -раз, два,три,четыре,пять.
Листья берёзы, листья рябины,листья тополя,листья осины.
(Звучит «Осенний вальс»).
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего жеон хорош!
Где такой ещё найдёшь?
Без конца и без начала
танцевать под ним я стала.
Мы плясали как друзья,
Дождь из листиков и я!
Чистоговорки.
Чистоговорка «С-С» (пропеваем под музыку)
Са-са-са- на траве лежит роса. Дети встряхивают кистями рук.
Су-су-су-в лесу увидели лису.
Ся-ся-ся-мы поймали карася!
Си-си-си-в пруду живут караси.
(Звучит фонограмма «Дождь».)
Давайте покажем, как идёт осенний дождь
А поможет нам игровой массаж
Вставайте паровозиком
-Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше-Бом, Бом! Бом!
-Дома, дома посидите!-Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите- Бом! Бом!Бом!
Почитайте,поиграйте. -Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте- Бом!бом!бом!
Где бы нам спрятаться от дождя?
Русская народная закличка «Дождик, лей».
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей.
Сядем мы под грушкой,
И закроемся подушкой.
Ну вот дождик переждали, отправляемся домой!
-Вижу чудо- паровоз! Ничего что нет колёс,
Топотушками пойдём за вагончиком вагон.
Прокатиться каждый рад и вернёмся в детский сад.
(Идут топающим шагом).
Релаксация.
Нам осталось расслабиться и отдохнуть!
Как приятно на сидеть,друг на друга поглядеть.
И немножко подышать.
«Вдох-выдох, вдох- выдох,
Реснички опускаются, глазки закрываются
Напряжение улетело и расслабилось всё тело.
И приятно нам такое состояние покоя.
Тише, тише, тишина, разговаривать нельзя!
Мы устали- надо спать-ляжем тихо на кровать!
Вот закрылись глазки, снятся детям сказки,
Все мы вместе отдохнули, с боку на бок
повернулись и проснулись.
(Выполняем движения по тексту)
Заключение.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду-это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление ихпсихофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.