Донченко Елена Анатольевна
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
Разработала: Донченко Е. А.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер-класс будет проходить под девизом: «Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете?» все дружно говорят: «Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых, валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.
1. Одними из форм оздоровительной работы являются – Пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика. Я вам предлагаю разделиться на команды. (У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом)
1 команда: Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал. Ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
2 команда: Жил – был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
2. А пока команды готовятся, мы с вами сделаем упражнение по дыхательной гимнастики.
«Цветок»
Присоединить ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»
«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)
«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)
«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.
Так как весной погода переменчивая, можно легко заболеть я вам предлагаю разминку
«Неболейка»
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Указательными пальцами растирать крылья носа
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело
Разжать указательные и средние пальцы, растирать пальцами точки за и перед ушами
Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна.
Потирать ладони друг о друга.
Дыхательная гимнастика
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Машина
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании
Собачка
(закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)
Артикуляционная гимнастика
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Жаба Квака
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)
да водички поглотала, (глотают)
На кувшинку села, песенку запела:
"Ква-а-а-а! Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша! (произносят звуки отрывисто и громко)
Музыкотерапия
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
-звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
-духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
-музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека.
-струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
-вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.
Метод “Вокалотерапии”
Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Для общего сведения:
Гласные звуки:
А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э - улучшает работу головного мозга;
И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;
О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек
Ы - лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания:
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
На музыку реагирует и температура тела.
Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются;
Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Валеологические песенки-распевки
С них часто начинаются музыкальные занятия, а так же могут использоваться перед занятиями в группах. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро!»
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)
Разотрем ладошки сильнее, сильнее (движения по тексту)
А теперь похлопаем смелее, смелее (хлопают)
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова (улыбаются)
( Вместе сказали:) Будьте все здоровы!
Пальчиковая игра с элементами речевого интонирования. «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Встают на носочки руки вверх
Здравствуй, небо голубое! Делают развороты вправо-влево
Здравствуй, вольный ветерок! Качают руками вправо-влево
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро! Правую руку в сторону ладошкой вверх.
Здравствуй день! Левую руку в сторону ладонью вверх.
Нам здороваться не лень!
Пальчиковые игры
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лёг в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот пальчик крепко спит
Никто больше не шумит.
(Дети загибают пальцы по очереди, начиная с мизинца)
Гости
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама! (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Гости едут! (Постукивают мизинцы.)
- Ну и что? (Постукивают указательные пальцы.)
- Здрасьте, здрастье! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Чмок, чмок, чмок! (Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
Игровой массаж
Применение игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! (Поглаживают руки)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (движения по тексту)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
Самомассаж
Умный гном -точечный массаж
На полянке стоит дом
В этом доме умный гном!
(Массажируют точку между бровей)
Он в окошечки глядит
Что увидит- говорит.
(массажируем точки на весках)
Речевые игры
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Листопад
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)
И летят, летят, летят! (качают руками)
Игроритмические упражнения.
Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.
Лужи (Один ребёнок поёт этот стишок по своему, все остальные делают движения)
Ребёнок
Шлеп-шлеп-шлеп иду по лужам. – (Дети ритмично постукиваю ладонями по ногам.)
Хлюп-хлюп-хлюп вода в ботинках. — Ритмично притопывают ногами.
Кап-кап-кап мне зонтик нужен — (Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами)
Оп-оп-оп вода по спинке. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.)
Буль-буль-буль упала шапка. (Плечики вверх вниз)
Ой-ой-ой, кругом вода. (Качают головой, руки к голове.)
Да-да-да, себя так жалко. (Ритмично кивают головой.)
Ребёнок- Грозит деткам пальчиком
Одевайтесь в дождь всегда!
А ещё я хочу рассказать о музыкально-рефлекторном пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
Зайчата
(Ребята выполняют движение по тексту)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открываем, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!
Психогимнастические упражнения
Эти упражнения можно использовать в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад; в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Эти упражнения очень хорошо развивают воображения детей.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
И так, отсюда можно сделать вывод, что музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
В результате этой работы, мы должны добиться:
1. Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильности физической и умственной работоспособности.
Релаксация:
Коллеги сидят на стульях, звучит спокойная музыка.
М. Р.
Как приятно нам, сидеть и воздухом дышать:
Вдох – выдох, вдох – выдох!
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Напряженье улетело и расслабилось все тело.
Живот поднимается – шарик надувается,
Живот опускается – и шарик сдувается.
(Руки не напряжены и расслаблены.)
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.
И приятно нам такое состояние покоя.
“Тишина”.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
Так, например, скрипка и фортепиано, успокаивает нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Вот на такой приятной ноте мы и закончим. Я благодарю вас за внимание, мне было очень приятно общаться с вами. Все упражнения, которые мы с вами выполняли, вы можете выполнять и с детьми дома.
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, что после сегодняшнего мастер класса в вашей педагогической копилке появятся новые приемы с использованием здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.