Наталья Лилеева
Мастер-класс «Заучивание стихотворений по картинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
г. Лыткарино, Московской области
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №24 «Кораблик»
комбинированного вида
Мастер-класс
«Заучивание стихотворений по картинкам»»
Разработала:
Воспитатель I квалификационной категории
Лилеева Наталья Ивановна
Цели:
• Передать личный профессиональный опыт в сфере творческой и педагогической деятельности.
• Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по картинкам.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Заучивание стихотворений по картинкам“» размещена в разделах
- развивать интерес к художественной литературе;
- знакомить с творчеством различных русских поэтов;
- совершенствовать умение выразительно читать стихи;
- учить заучивать стихи с помощью картинок;
- учить отвечать на вопросы предложениями;
- учить повторять стихотворение по картинкам.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Уделяя достаточно внимания детям, еще с дошкольного возраста занимаемся с детьми, учим детей рассказыванию, заучиванию стихотворений, мы способствуем развитию речи, памяти, внимания, мышления, накоплению словаря.
Актуальность
На мой взгляд, самое главное для развития речи, памяти, внимания, мышления, это заучивание с детьми стихотворений.
Вряд ли кто-то из взрослых не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, речь, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека.
Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а нет мотивации – нет результативной деятельности.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные детям слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения рассказать ребенку, кто написал такое замечательное произведение. Такой подход приучает детей к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.
После покажите ребенку иллюстрации, а пока он будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у ребенка формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность.
Существуют разные методы заучивания стихотворений, но на мой взгляд самым главным и важным является визуальный метод заучивания стихов.
Этот метод – иллюстрация, нужен абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания, накопление словаря, развитие речи детей.
Как и во всем: повторение – мать учения! Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день.
Заучивание это замечательный способ и развитие речи, и поддержание объема памяти, и пополнение словарного запаса, и литературный поэтический багаж ребенка.
Ход мероприятия:
Здравствуйте!
Меня зовут Лилеева Наталья Ивановна. Я воспитатель старшей логопедической группы. Работаю с детьми с ОНР.
При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, скудный словарный запас.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Моя задача, пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, превратить самый доступный вид деятельности в ИГРУ.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.
Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, я использую некоторые приемы мнемотехники. Это заучивание стихотворений сопровождающихся просмотром рисунков, что позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.
При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Сегодня я предлагаю Вам выучить стихотворение Н. Нищевой «Осень» (Приложение №1) с помощью картинок, так как я это делаю со своими детьми.
Прежде, чем начать заучивание, я прочту это стихотворение. Воспитатель читает стихотворение. После этого воспитатель, читая стихотворение, вывешивает картинки. Каждая строчка из стихотворения, сопровождается картинкой. (Приложение №2)
Затем идет разбор стихотворения по вопросам.
Воспитатель задает вопросы:
1. О чём это стихотворение? (об осени)
2. Где летал ветер? (ветер по лесу летал.)
3. Что считал ветер? (ветер листья всё считал.)
4. Какие листья считал ветер? (дубовый, кленовый, рябиновый, березовый, осиновый.)
5. Куда бросил ветер осиновый листок? (ветер бросил на тропинку.)
После разбора стихотворения по вопросам, воспитатель читает его еще раз.
После повторного прочтения стихотворения мы вместе приступим к заучиванию.
Воспитатель проговаривает первую строчку стихотворения, обращая внимание на картинку. Все повторяют её. Воспитатель проговаривает следующую строчку, все повторяют. И так до конца. Затем воспитатель предлагает повторить всё стихотворение с опорой на картинки.
Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Уважаемые коллеги, большое спасибо, за участие, в мастер – классе!
Приложение №1
Нищева Н. В. «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листья все считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Приложение №2