Марина Долгова
Мастер-класс «Эффективные методы развития речи дошкольника: мнемотехника и синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Эффективные методы развития речи дошкольника : мнемотехника и синкве йн»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. На сегодняшний день количество детей с различными речевыми нарушениями не только не уменьшается, но наоборот, становится значительно выше. Поэтому проблема речевого развития детей дошкольников стоит очень остро и является одной из важнейших педагогических задач. В современном ДОУ педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Что же для этого должен делать педагог? Прежде всего, он сам должен владеть грамматически правильной, четкой, ясной, понятной для ребенка речью. Воспитатель должен постоянно побуждать детей к общению со взрослыми и сверстниками. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи, овладение детьми грамматическим строем речи в соответствии с их возрастными особенностями, обогащать их словарь. Развивать у детей связную речь, упражнять в выполнении словесной инструкции, приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество. Педагог должен постоянно следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять, упражнять детей (организовывать звукоподражательные игры, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения).
Публикация «Мастер-класс „Эффективные методы развития речи дошкольника: мнемотехника и синквейн“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО) :
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи : развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам,Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, Словообразование.
4. Развитие связной речи : Диалогическая (разговорная) речь, Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи : различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Для этого воспитателями в ДОУ используются современные образовательные технологии: здоровье сберегающие технологии. К этому разделу относятся физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика. Все это должно широко использоваться воспитателями в своей работе. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. Наглядное моделирование–опорные картинки, схемы, карточки –символы, реальные предметы и т. д.
К методу наглядного моделирования относится мнемотехника.
Что же это за метод?
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине, описание предмета или явления. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомую сказку.
На начальном этапе воспитатель предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.
Далее вместе с детьми мы составляли мнемо-таблицы к сказкам или рассказам. Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. (показать конкретные таблицы с символами)
Итак, три этапа использования мнемотаблиц :
1этап – предлагаю готовые схемы;
2 этап- схемы вместе с детьми;
3этап - дети самостоятельно заполняют таблицу, с помощью которой они пересказывают сказку.
№ 1 Задание для педагогов: Предлагается поработать в парах (2 пары) Я раздаю таблицы, на обратной стороне вы найдёте название сказки. Ваша задача заполнить таблицу по этим сказкам, а затем вы отгадаете друг у друга эти сказки. (выбирают сами листы)
1Сказка «Волк и семеро козлят»
2Сказка «Колобок»
3Сказка «Заюшкина избушка»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
№ 2 Задание для педагогов: мы с вами попробуем выучить стихотворение при помощи таблицы. Зачитываю стихотворение первый раз, вы рассматриваете картинки. Потом вместе обсуждаем символы (что они обозначают). Я читаю по строчке, вы хором повторяете. Теперь вы рассказываете хором без моей помощи.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
С помощью этого метода фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Например:
Дождь
Грибной, летний
Льет, капает, стучит
Я люблю гулять под дождем
Лужи, тучи, вода.
№ 3 Задание для педагогов: Предлагаю вам превратиться в поэтов и сочинить синквейны на предложенные темы.
Тема «Весна»
Тема «Родина»
Тема «Солдат»
Тема «Лес