Юлия Витальевна Попкова
Синквейн как эффективный метод развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих речевые нарушения. Дети, даже не имеющие речевой патологии, демонстрируют поздний темп созревания. В девяностые годы появился термин «децелирация». Сущность его заключается в замедленном темпе развития детей. Первые слова у них появляются после 1 года (раньше в 9-10 месяцев, фразовая речь к 2,5 годам (раньше – к 1,5, поздно формируются звуки. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, лексики, грамматики, связной речи, т. е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику.
Публикация «Синквейн как эффективный метод развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я искала такие методы и приемы работы, которые бы позволили сделать более эффективной работу по развитию речи. Успешно использую такие нетрадиционные технологии, направленные на оптимизацию развития речи, как биоэнергопластику (совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук, кинезиологию синхронные движения кистей рук, Су-Джок терапию (воздействие на биологически активные точки кистей рук, при этом стимулируя речевые зоны КГМ).
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн – прием – позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Эта технология не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие :
Первая строка включает одно слово, слово – предмет, отражающее главную идею (существительное).
Вторая строка – два слова, слова – признаки, характеризующие предмет (прилагательные).
Третья строка – три слова, слова – действие, описывающие действие в рамках темы (глаголы).
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может быть одно слово.
Например:
1. Машина.
2. Быстрая, красивая.
3. Едет, тормозит, обгоняет.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
Или:
1. Кукла.
2. Красивая, новая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
1. Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
2. Владеть:
• Анализом, обобщением;
• Понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• Уметь подбирать синонимы;
• Научиться правильно понимать вопросы;
• Согласовывать слова в предложении;
• Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Могут быть использованы такие варианты работы:
• Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Например:
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
• Синквейн по прослушанному рассказу;
• Коррекция и совершенствование готового синквейна;
• Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).
Синквейн можно использовать на занятиях для закрепления изученной лексической темы. Например:
1. Дождь.
2. Холодный, осенний.
3. Льёт, идёт, капает.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Также его можно использовать для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по обучению грамоте. Например:
1. Звуки.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Инновационность заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать.
Методика синквейна, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНР, безусловно способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.
Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей, словарный запас увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.