Светлана Судакова
Мастер класс «Выявление уровня сформированности экологических знаний о растениях у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика
Выявление уровня сформированности экологических знаний
о растениях у детей 5-6 лет
– Определить критерии и уровни сформированности экологических знаний и практических умений у детей 5-6 лет;
– подобрать диагностический материал и оборудование;
– провести диагностику сформированности экологических знаний и практических умений у детей 5-6 лет.
Публикация «Мастер класс „Выявление уровня сформированности экологических знаний о растениях у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Были проведены контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний и практических умений у детей 5-6 лет (Т. А. Серебрякова).
Критерии сформированности экологических знаний и практических умений у детей 5-6 лет :
– знания о растительном мире : виды растений (деревья, кустарники и цветы, уход за ними, условия, необходимые для их жизни, роста и развития; знания о неживой природе : песок, камень, вода, их отличительные характеристики, использование человеком.
– отношения к миру растений : ярко выраженный интерес к растительному миру, эмоциональный отклик на его красоту; понимание уникальности мира растений; практические умения гуманного к нему отношения; действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для растений.
Исходя из критериев, были выделены уровни сформированности экологических знаний и практических умений у детей 5-6 лет :
Высокий уровень (13-15 баллов) – ребенок самостоятельно называет разные виды растений (деревья, кустарники и цветы); без помощи взрослого называет условия, необходимые для их жизни, роста и развития; рассказывает, как правильно ухаживать за растениями; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы. Без труда определяет объекты неживой природы (песок, камень, вода); правильно называет их отличительные характеристики; самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. У ребенка ярко выраженный интерес к растительному миру, эмоциональный отклик на его красоту; понимание уникальности мира растений; хорошо развиты практические умения гуманного к нему отношения; действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для растений.
Средний уровень (8-12 баллов) – ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений (деревьев, кустарников и цветов); самостоятельно называет условия, необходимые для их жизни, роста и развития; рассказывает, как правильно ухаживать за растениями, но практические умения и навыки ухода за ними сформированы недостаточно. В основном правильно определяет объекты неживой природы (песок, камень, вода); называет их основные отличительные характеристики; лишь после дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы. У ребенка незначительный интерес к растительному миру, эмоциональный отклик на его красоту; поверхностные практические умения гуманного отношения к миру растений; изредка возникает желание вместе со взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для растений.
Низкий уровень (5-7 баллов) – ребенок часто допускает ошибки, называя виды растений (деревья, кустарники и цветы); с помощью взрослого рассказывает, как правильно ухаживать за ними; в процессе практической деятельности постоянно обращается к нему за помощью. Допускает значительные ошибки при определении объектов неживой природы (песок, камень, вода); не всегда правильно называет их отличительные характеристики; затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются. У ребенка отсутствует интерес к растительному миру, эмоциональный отклик на его красоту; ребенок не понимает уникальности мира растений; слабо развиты практические умения гуманного к нему отношения; отсутствует желание создавать и поддерживать хорошие условия для растений.
Задание 1. Определение характерных особенностей растительного мира.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: комнатные растения : герань (пеларгония, традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению.
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает детям их показать. Затем следуют вопросы:
– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
– Покажи, пожалуйста, как нужно это делать (на примере одного растения).
– Для чего людям нужны комнатные растения?
– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных растений, которые даны в скобках, выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (13-15 баллов). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений : деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Самостоятельно называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними; практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Средний уровень (8-12 баллов). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений : деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Самостоятельно называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, но практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Низкий уровень (5-7 баллов). Ребенок затрудняется называть виды растений : деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за ними; в процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание. 2 Определение характерных особенностей неживой природы.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает детям определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, задает следующие вопросы.
– Какие свойства песка ты знаешь?
– Где и для чего человек использует песок?
– Какие свойства камней ты знаешь?
– Где и для чего человек использует камни?
– Какие свойства воды ты знаешь?
– Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13-15 баллов). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8-12 баллов). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5-7 баллов). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего объекты неживой природы используются.