ирина сунгурова
Мастер-класс по детскому экспериментированию
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по детскому экспериментированию
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри. Я – Сунгурова Ирина Андреевна, воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности, имею I квалификационную категорию. Представлю вам мастер-класс «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.»
1 слайд.
Перед началом своего мастер-класса я бы хотела раздать Вам буклеты, в некоторых из них Вы найдёте наклейки, эти наклейки необычные, но для чего они я Вам объясню чуть позже.
Публикация «Мастер-класс по детскому экспериментированию» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы моей группы.
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
2 слайд.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: (щелчок) Почему? (щелчок)Зачем? (щелчок) Как? (щелчок) Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
К. Е. Тимирязев писал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».
Давайте мы с вами вместе уточним, что же экспериментальная деятельность помогает нам развить в ребенке?
3 слайд.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТ В РЕБЁ НКЕ:
- (щелчок) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- (щелчок) МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Мы не будем забывать, что в основу экспериментальной деятельности ложится…
4 слайд.
- (щелчок) ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А какие же навыки развиваются у детей?
- (щелчок) НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
- (щелчок)РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
- (щелчок)УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
- (щелчок) УСИДЧИВОСТЬ
- (щелчок)АККУРАТНОСТЬ
5 слайд.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию: «Путешествие на Селецкое озеро», где мы с вами сможем на практике, познакомиться с некоторыми видами экспериментирования на основе различных материалов.
Прошу подняться тех, кому досталась наклейка. Поздравляю Вы выиграли путешествие! Прошу Вас подойти ко мне.
В путешествие нужно взять друзей и хорошее настроение. Приглашаю всех встать в круг.
Дружба наша так крепка
Вот тебе моя рука.
В круг мы вместе встанем,
Руку дружбы всем протянем.
Такой круг приветствия воспитывает доверительные отношения друг к другу, положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность. Присаживайтесь, пожалуйста.
Однажды мы с группой решили съездить отдохнуть с детьми на природу. Дорога нам предстояла дальняя и очень интересная. Приехав на красивое озеро, дети увидели, что на другом берегу плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Даня увидел, как распускаются эти прекрасные цветы и он, тихонько подойдя ко мне попросил: «Давайте мы попробуем это сделать?» Ребятам его затея понравилась.
6 слайд.
Опыт № 1
Перед Вами лежат цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
7 слайд.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Когда мы пошли купаться дети увидели, как маленькие рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали. «Ирина Андреевна, а я похожа на рыбку?»,-крикнула мне Ксюша, ныряя в воду.
8 слайд.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Как Вы думаете, долго ли виноградинка будет опускаться и всплывать?
9 слайд.
До тех пор, пока газ не улетучится из воды.
Дети искупались, родители расстелили им покрывала, и они загорали, ели вкусные блины, кто-то из детей играл в бадминтон, а две девочки наблюдали за кем-то на траве. Когда мы подошли поближе, то услышали, как девочки тихонько что-то обсуждали и о чём-то спорили, наклонившись мы увидели бабочку, которая сидела на цветке.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Что же её так привлекло? Конечно, аромат цветов. Так как бабочки питаются нектаром, то для их привлечения, цветок должен источать приятный сладкий аромат.
Девочки пытались рассмотреть цветок, откуда же бабочки достают нектар в цветке, но я решила вмешаться и предложила им провести опыт и рассмотреть его поближе. «Но, как мы это сделаем?»,-спросили меня девочки.
10 слайд.
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое растение, то сделать это очень просто. Я покажу Вам на примере декоративной бабочки.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. В ходе нашего с Вами эксперимента мы в этом убедились.
11 слайд.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Может кто из Вас знает, как ещё можно рассмотреть бабочку, если есть банка с водой и скотч?
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
12 слайд.
«Ой, смотрите, смотрите!»,- вдруг закричала Даша. Повернувшись дети увидели, что маленькая птичка пытается попить из стакана, но не достаёт, потому что воды там мало.
Опыт №4
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Как помочь птичке? Что сделать Даше?
13 слайд.
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Когда мы поехали обратно, то увидели луг, который был усыпан разноцветными цветами, мы попросили водителя остановиться и посмотреть. К цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были? … пчелы. Их притягивало к цветам, как магнитом, почему?. потому что им нужен нектар.
14 слайд.
Опыт № 5
Посмотрите на этот красивый цветок. Перед Вами лежат пчёлки, возьмите их, пожалуйста, и попробуйте ими полетать около цветка.
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Что происходит? Цветок притягивает пчёл.
15 слайд.
Детям так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, но у них осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему бабочка увеличивается в размерах?
4. Почему вода поднимается вверх?
5. Почему пчёлы летят на цветы?
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в экспериментировании, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать формами опыта.
Уважаемые коллеги, в итоге я хотела бы узнать:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
16 слайд.
Я хочу закончить мастер-класс китайской мудростью :
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:
17 слайд.
То, что мы слышим, - 10 %.
То, что мы видим, - 50 %.
То, что мы делаем сами, - 90 %.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны, легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!