МААМ-картинки

Мастер-класс «Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии»

Руденко Светлана Николаевна
Мастер-класс «Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии сторителлинг, с использованием «Кубиков историй» (мастер-класс).

«Самое сокровенное, что есть у людей, — их истории, и чуть ли не самое важное, что вы можете для них сделать, — это выслушать их»

Уильям Дерезевиц, из книги «Уроки Джейн Остин»

Цель мастер – класса : Познакомить педагогов с интерактивным методом

Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии“» размещена в разделах

«сторителлинг». Повышение мотивации педагогов ДОУ к использованию в работе с детьми дошкольного возраста «Кубиков историй».

Ожидаемые результаты:

• проявление интереса педагогов к методу сторителлинг;

• использование метода сторителлинг, а именно «Кубиков историй» в работе с детьми дошкольного возраста.

Вступление.

Актуальность проблемы:

«Давным-давно, в далекой-предалекой галактике…». С этой фразы могла бы начинаться любая история современности. Или «Жили-были…» с таких слов чаще начинается сказочная история. Истории сопровождают нас всю жизнь, начиная с детства. Мы с удовольствием слушаем сказки, замерев, слушаем страшилки у костра, смеемся над житейскими байками. Для чего нам нужны сказки, истории, мультфильмы и фильмы?

воображение и пробуждать эмоции.

Рассказывание историй позволяет застенчивым людям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые, становятся более разговорчивыми. Каждый человек рассказывает историю, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами. Кому-то рассказать историю проще простого, а для кого-то - настоящая пытка.

Представим такую ситуацию: составляем с ребятами рассказ по картине

«Зимние забавы» Денис, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места. Я понимаю, ребенок хочет ответить, приглашаю его к мольберту. Денис выходит, берёт указку, мы ждём его рассказа, а он молчит.

«Денис, начинай, что ты видишь накартине?» – пытаюсь его раскрепостить, вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова. Мальчик идет на свое место.

Выходит Валя, она на картине многое видит, она слышит, как едут сгорки санки, слышит весёлый смех детей и т. д. Прекрасный рассказ.

Но как же нам быть с Денисом. Он явно хотел ответить, но не смог. У мальчика небольшой словарный запас. Возможно и в этом причина стеснения при ответе. Но, он не закрывается, он готов общаться, рассказывать, просто ему нужно немного помочь.

Мы понимаем, что через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения. И конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы. Сколько всего надо учесть. На чём остановиться? Как за всем этим услышать каждого ребенка?

Совсем недавно я обратила внимание на такую технологию, как

«сторителлинг». Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство».

Сторителлинг был разработан и проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, главой крупнейшей международной корпорации. Данная техника предназначена для взрослых. Дэвид Армстронг впоследствии описал в собственной книге концепцию "менеджмента через истории". Описан метод "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.

Рассказывая сторителлингом истории успеха компаний и личностей, стимулируют деловую активность в той или иной сфере экономики или рынка. Используют сторителлинг для мотивации в маркетинге и рекламе ( пример: «МММ», Лёня Голубков). Презентация в формате публичного выступления, когда мы делимся опытом — это всегда сторителлинг. Бывает,

послушаешь, и сразу хочется бежать и применить это в работе. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

В настоящее время данная техника активно используется и в образовании, том числе, и в дошкольном. Что развивает сторителлинг?

Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Метод сторителлинга позволяет педагогу разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

- классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Такой прием мы применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Применим для старшего дошкольного возраста.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг – план от простого к сложному, майнд-мэп – различные интеллектуальные, ментальные карты, диаграммы, инфографика – информация + графика: плакаты, карты и т. д.).

Педагоги могут применять метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования. «Рисовательная» визуальная история. Это, пожалуй, классический вариант. Картинки, схемы нарисованы заранее рукой художника, либо изображаются параллельно со звучащим текстом (вы сегодня рисовали и придумывали истории). Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. «Магнитная» визуальная история. Похожа на аппликацинную. Единственное различие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. «Фланелеграфная» визуальная история. Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для «экранизации» сказок и других историй для детей. Исползуем с нетрадиционными приемами лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали Фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают нас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий поворот повествования. Собираются люди разного возраста, пола, профессий, бросая по очереди кубики, с удовольствием придумывают истории и сказки.

Все мы знаем, что кубики являются самой интересной игрушкой и для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в работе по развитию речи. Это игра, но игра, в которой содержится огромный материал и возможности для развития всех сторон речи дошкольников. С помощью кубиков можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры.

Для детей ригинальные кубики сложны, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки.

Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Вместо символов я использовала яркие, понятные картинки. На каждой из шести граней кубика имеется предметная картинка, с которой нужно связать свой рассказ.

Изготовила наборы кубиков историй следующих типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только животные, на другом – чем питаются, на третьем – где живут и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

- тематические кубики (например, по темам: «Детские потешки», «Зима»,

«Сказки» и т. д.).

Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время.

Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди рассказывают придуманные приключения какого-то героя, и где игрок может сам выбрать жанр своей истории.

Как у каждой игры у неё есть свои правила (старшем дошкольном возрасте). Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем программную тематику (учитывая детский интерес, «Безопасность»,

«Зимующие птцы», «Сказки», выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Начало истории – Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

• Однажды, много лет назад…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

• Случилось это в одном городке…

Каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Важно после чтения книг, просмотра мультфильмов беседовать, проговаривать как начилась, и закончилась история. Какие слова использовал автор. Что происходило с героем и т. д.

Сначала детям сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий

- воспитатель, и т. д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника сторителлинг, лежащая в основе игры «Кубики историй», даёт огромную возможность для развития коммуникативных навыков детей, способствует более быстрому запоминанию сюжета, а также даёт возможность «эмоциональному проигрыванию» различных жизненных ситуаций.

Практическая часть.

Цель: познакомить педагогов с практическим применением метода сторителлинг, используя «Кубики историй».

- Довольно скучной теории, давайте отправимся по страницам приключения и воплощения СТОРИТЕЛЛИНГА

(Пригласить коллег).

- Существует несколько способов игры с «Кубиками историй». Игру можно начать в любом дошкольном возрасте.

1. Дидактическая игра для малышей: «Потешки на кубе». На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба,

воспитатель с ребятами состовляет небольшой расказ. (Жила девочка Маша у неё был игрушечный медвежонок. Откуда он у неё появился? Она его любила. Пришли гости. Кто пришёл? Что случилось) Рассказывает соответствующую потешку, затем вместе с детьми. Впоследствии дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки или сочинять по картинкам свои истории.

2. Для младшего дошкольного возраста можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора».

Выбираем, о ком будем рассказывать. Далее выбираем на кубиках соответствующие картинки.

• Животное – жилище (Собака живёт в будке)

• Животное – еда (Собака ест косточку)

• Животное – детеныш (У собаки есть щенок)

Далее сложнее. При составлении рассказа используется мнемосхема, которая поделена на три части (начало, середина, конец, каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец-зеленым). Дети подбирают подходящие по логике стороны.

(Используем «Волшебный мешочек». Перемешиваем кубики. Высыпаем все на стол).

Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.

3. У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ», и придумать смешные рассказы про животных.

Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

4. Старший дошкольный возраст.

«Волшеный мешочек». В нем 6 кубиков.

История начинается. Первый ребёнок бросает кубик и, в зависимости от того, какая картинка выпала, начинает свой рассказ. Затем следующий ребёнок бросает кубик и продолжает рассказывать

историю, начатую первым игроком. И так далее, по цепочке, все ребята участвуют в придумывании истории.

Сочетаний картинок получается очень много, поэтому рассказ никогда не повторяется. Каждый раз получается новая история.

Далее усложняем. Выбираем героя, стиль истории (страшилка, приключения, веселая или грустная история и т. д.).

Большок колличество играков брать не надо – забываем историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части

– начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части

– начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

5. Чтобы легче ориентироваться в кубиках и не терять время при расказе на расматривание и понимание картинок использую разные игры с кубиками.

Игра: «Запоминалка».

Выбрасываются кубики на стол. Предлагается внимательно посмотреть на них и запомнить верхние картинки. Игрок отворачивается, а ведущий переворачивает один или несколько кубиков. Игрок должен определить изменения. Дети самостоятельно выбирают ребёнка, кому дают задание. (Участник выбрасывает кубик и должен изобразить название картинки с помощью пантомимы другим участникам. Изображающий игрок говорить не может, но участники могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему разрешается – но не больше)

Упражнение "Ассоциации".

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети, начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

( Игра: объясняем играющим, что сейчас один из играков достанет кубик и назовет одну из картинок, а задача левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою

ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус – толкучка

– утро – поездка - … Начинать игру нужно по очереди, по кругу.)

Можно игрть в «Эмоциональные истории».

Участники бросают кубики и рассказывают историю. Затем игроку предлагается вытянуть карточку-эмоцию и предлагается повторить ту же историю, но уже в другом эмоциональном состоянии;

Игроки в начале тянут карточку с эмоциональным состоянием, а только потом бросают кубики и начиная со слова «Однажды …» рассказывают историю.

Игра: «Кто больше?»

Ведущий кидает кубики (2-3 раза). Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.

Игра: «Пословицы и поговорки» вспомнить пословицы и поговорки по картинкам на кубиках. Команды получают по три кубика.

Заключение.

Кубики историй я считаю можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках. Это отличный способ разнообразить совместную деятельность с детьми, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

Литература:

1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015

2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 18:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие связной речи и коммуникативных способностей у детей посредством инновационной технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Руденко Светлана Николаевна (УИ 2901180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД