Эльмира Силаева
Из опыта работы. Обучение детей старшей и подготовительной к школе групп игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Почему важно учить детей играть в шашки и шахматы
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождения, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что и спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры».
Рауль Капабланка
(выдающийся кубинский гроссмейстер
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармоничного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей :
способности ориентироваться на плоскости; развитию логического мышления, суждений, умозаключений;
способности ребенка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
вырабатывает умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, настойчивости и изобретательности;
формирует волю к победе в напряженной
борьбе.
Цель обучения игре в шахматы в детском саду – привить детям интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе.
Обучать детей шахматной игре можно с 2,5 лет. Мы решили начать это со старшей группы. Первый год обучали детей игре в шашки. Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время в рамках совместной деятельности, по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагался в виде сказок. Занятия проводились комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
• При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал.
• Был разработан тематический план занятий.
- История шашек;
- Шашечная доска: поля, диагональ, вертикаль, горизонталь;
- Шашечные фигуры;
- Как ходят шашечные фигуры;
- Основные правила шашечной игры;
- Простые комбинации и т. д. ;
• Теоретические знания дети закрепляли в практической игре.
В течении учебного года проводили шашечные турниры среди детей группы, на которых рассматривались достижения каждого ребенка, вручались дипломы. А также организовывали турниры между другими детскими садами.
Обучение игре в шахматы.
В старшем дошкольном возрасте мы решили начать обучать детей игре в шахматы в целях развития инновационных форм деятельности дошкольного и реализации технологий нового поколения в свободной деятельности воспитанников.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Тематические ситуации.
• Шахматная доска
• Шахматные фигуры
• Начальное положение
• Ладья
• Слон
• Ладья против слона
• Ферзь
• Ферзь против ладьи и слона
• Конь
• Конь против ферзя, ладьи, слона
• Пешка
• Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня
• Король
• Король против других фигур
• Шах
• Мат
• Ничья
• Рокировка
• Шахматная партия
Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:
• Знакомство с шахматной доской;
• Знакомство с фигурами и пешками;
• Обучение правилам шахматной игры;
• Решение шахматных задач и этюдов;
• Игра в шахматы.
только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
2. Знакомство с фигурами и пешками.
Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».
3. Обучение правилам шахматной игры.
Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
4. Решение шахматных задач и этюдов.
На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.
5. Игра в шахматы.
Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.
Ожидаемые результаты.
Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
1. Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.
2. Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение. Родители отмечают, что дети стали усидчивее, выдержаннее, внимательнее. У ребят хорошо развиты логическое мышление и память.
Конечно, не все ребята достигают вершин мастерства, но, несомненно, занятия шахматами приносят пользу всем.