МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике» (2 фото)

Ирина Шошина
Мастер-класс «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида г. Новозыбкова»

Мастер-класс «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике»

Мастер – класс

Тема: «Использование арттерапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике».

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Шошина И. Г.

г. Новозыбков 2019г.

«Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встречи рада я.

Разрешите вас обнять

Публикация «Мастер-класс „Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике“» размещена в разделах

Всем удачи пожелать!»

Цель мастер-класса : знакомство педагогов с артпедагогическими и арттерапевтическими приемами и особенностями использования их в работе с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида.

В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Актуальность темы моего выступления обусловлена, во-первых, тем, что стратегия доступного и эффективного образования дошкольников с особыми потребностями в условиях детского сада компенсирующего вида становится ведущей на современном этапе, также в России реализация прав детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Во-вторых, важнейшим аспектом в развитии детей дошкольного возраста является разработка методик и программ, с применением артпедагогических и арттерапевтических технологий.

Немного истории…

Впервые метод арт-терапии увидел свет, благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 г. Его еще называют «дедушкой арт-терапии». Хилл предложил «порисовать» своим соседям по отделению в туберкулезном санатории. В 1945 году он уже опубликовал книгу, представляющую его опыт использования творчества как терапии в организованной им художественной студии при госпитале. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу.

Также, изучением арт-терапии занималась и «бабушка арт-терапии» психолог Маргарет Наумберг. В результате длительных занятий с пациентами психиатрических клиник, ею была разработана реально работающая программа помощи таким пациентам средствами арт-терапии.

В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов – первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1997 г. такая ассоциация создана и в России. И наиболее известным исследователем и пропагандистом направления арт-терапии в России стал Копытин Александр Иванович, доктор мед. наук, автор множества статей и книг.

Артпедагогика и арт-терапия имеют разные теоретические основы, различаются по сути, задачам, содержаниям и технологиям. Однако оба направления имеют место в специальном образовании. Дополняя друг друга, они решают главную цель - гармоничное развитие детей, расширение возможностей их социальной адаптации при помощи искусства. Арт-терапией с детьми могут заниматься специалисты- психологи и арт-терапевты, прошедшие специальное обучение. А применять артпедагогические методы могут все педагоги, желающие использовать их в своей работе с детьми.

Коррекционные технологии, методики и методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями приобретают все большую популярность и результативность в современной педагогике. Перед современным детским садом компенсирующего вида стоит задача способствовать становлению ребенка как неповторимой индивидуальности, развивать его творческий потенциал, стремление к самостоятельной познавательной деятельности.

Длительное время арт-терапия как направление психокоррекции применялась исключительно в психотерапевтической практике. Однако сегодня значительно вырос интерес к механизмам влияния искусства на ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы в частности, с синдромом гиперактивности.

У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают, нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Именно в таких случаях на помощь приходит арт-терапия.

Арт-терапия дает возможность воспитанникам заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами, добиваться результатов и получать удовлетворение от своей деятельности, тем самым развивая волевые качества и целеустремленность. «Практическое применение арт-терапевтических методик облегчает психокоррекционный процесс, повышает самооценку, способствует осознанию своих ощущений и чувств, развивает художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие действительности».

Задачи, которые может решить применение арт-терапевтических приемов в детском саду?

1. Диагностировать психологические проблемы у ребенка.

2. В адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.

3. Облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми.

4. Сплотить детский коллектив.

5. Повысить самооценку.

6. Научить контролировать собственное внутреннее состояние.

7. Справиться со страхами и тревожностью, с психическим напряжением.

8. Приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации.

9. Получить удовольствие от самовыражения и бессознательно перенести его на обычную жизнь.

Главное отличие арт-терапии от традиционных занятий по изодеятельности и музыке в детском саду.

Главным отличием является то, что в арт-терапии творческую деятельность можно назвать спонтанной, в отличие от четко спланированной и тщательно организованной деятельности по накоплению знаний, умений и навыков по изобразительному или музыкальному искусству.

Основные принципы арт-терапии.

1. Главный принцип арт-терапии – одобрение и абсолютное принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

2. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно.

3. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает ребенку.

4. Использование яркого, качественного, добротного материала в занятиях творчеством.

Преимущества арт-терапии перед другими формами коррекционной работы.

Среди преимуществ арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы в условиях детского сада компенсирующего вида следует выделить то, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; данная терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной для тех детей, которые чувствуют затруднения в восприятии и описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, а это особенно важно в ситуациях взаимного отчуждения; результаты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроения и состояний дошкольников, а также для оценки состояний; арт-терапия предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру каждого ребенка, в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, а в развитии волевых качеств способствует преодолению апатии и безынициативности, сформировании более активной жизненной позиции.

Следует также еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Арт-терапевтические занятия позволяют решать важные педагогические задачи (воспитательные, которые заключаются в обучении детей корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми). У них происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний); коррекционные (осуществляется корректировка образа «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, как результат, достигаются хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности); психотерапевтические (в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха, в результате мобилизуется воля); развивающие (благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией у них обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения).

Что нужно знать педагогу при выборе средств и приемов арт-терапии?

1. При использовании приемов арт-терапии надо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирать изобразительные материалы надо в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Например, в работе с гиперактивными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина и пластилин. Эти материалы стимулируют неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, размазывание, разбрасывание, которая легко может перейти в агрессивное поведение.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т. е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, контроля над выполнением действий. Таким детям можно предложить, например, такие задания, как «Выполни по точкам», «Волшебные колечки», «Мандала» и др.

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, глину, пластилин. Листы бумаги можно прикреплять на мольберт, чтобы у таких детей был свободный доступ к рисунку. Также хорошо предлагать детям мел, для рисования на доске.

Наибольший эффект для ослабления эмоционального напряжения и тревожности имеют такие задания, как «Рисование пальцами», «Волшебные пятна», «Нарисуй свое настроение» и др.

2. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.

В условиях коррекционной работы с дошкольниками можно использовать следующие виды арт-терапии :

• Изотерапия (кляксография, рисование пальцами, рисование листьями и сыпучими материалами, рисование под музыку, рисунок на мокрой бумаге и т. д.).

• Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).

• Пластилинография

• Цветотерапия

• Танцетворчество

• Музыкальная релаксация. Музыкотерапия

• Библиотерапия, сказкотерапия.

• Куклотерапия, маскотерапия

• Клоунтерапия

• Вокалотерапия

• Психогимнастика (кинезотерапия)

• Логоритмика

• Песочная терапия

• Фототерапия

• Игротерапия (игры-драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, приемы игры-психодрамы).

• Мандалотерапия

Виды нетрадиционных техник рисования: пальцевая живопись, рисунки ладошкой, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование сухими листьями и другим природным материалом, рисование по мокрому листу, техника «эбру» (появилась в Турции еще в 16 веке, кляксография, рисование нитками, монотипия, граттаж, «штамповка», коллаж, смешанные техники.

Приемы изотерапии :

• Марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».

Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.

• Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Именно для этих детей игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

• Рисование по - мокрому листу.

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

• Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

• Рисование предметами окружающего пространства.

Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.

При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.

• Техника каракулей.

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др., а также для повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Предлагаю Вам отвлечься от посторонних проблем, раскрыть свой внутренний мир, осуществить корректировку образа «Я», более глубоко поймет свой внутренний мир. В творческом процессе у вас появятся чувство радости, комфорта, успеха.

Теперь я предлагаю вам выполнить несколько упражнений в технике изотерапия.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

• для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;

• природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;

• для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Дети «с особыми образовательными потребностями» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов артпедагогики позволяет результативнее формировать у дошкольников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Большой ценностью артпедагогических технологий является возможность работать с душой ребенка, не требовать от него «правильного» результата, а наблюдать за изменением его психического состояния и вовремя прийти к нему на помощь или порадоваться вместе с ним.

Особенно важно, что данные техники оказывают положительное влияние на психику не только детей, но и педагогов, которые сами зачастую нуждаются в коррекции и реабилитации.

Работая с детьми, у которых наблюдаются трудности в обучении и общении, педагоги все острее понимают, что нужно ценить каждый миг жизни и наслаждаться ею. Необходимо помнить, что такое счастье, что значить быть здоровым и «нормальным» в условиях современного и такого неблагоприятного для психического и физического здоровья нашего общества.

НАСТРОЙ НА ЖИЗНЬ!

Находите время для РАБОТЫ –

это условие успеха!

Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЯ –

это источник силы!

Находите время для ИГРЫ –

это секрет молодости!

Находите время для ЧТЕНИЯ –

это основа знаний!

Находите время для ДРУЖБЫ –

это условие счастья!

Находите время для МЕЧТЫ –

это пусть к звездам!

Находите время для ЛЮБВИ –

это истинная радость жизни!

Находите время для ВЕСЕЛЬЯ –

это музыка души!

Фото «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике»
Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельностиИспользование игровых приемов на занятиях по изодеятельности Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике»
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 16:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование арт-терапевтических приемов и методов в коррекционной педагогике»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД