Анжелика Гаврюшкина
Мастер-класс «Технологии Н. А. Коротковой как средство индивидуализации образования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно стандарту дошкольного образования, принцип индивидуализации является одним из основных при построении образовательного процесса в детском саду.
Индивидуализация образования основана на том, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок является не просто «прямым наследником» (то есть про-должателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно воспроизводить, а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать.
Публикация «Мастер-класс „Технологии Н, А, Коротковой как средство индивидуализации образования в детском саду“» размещена в разделах
В образовательном процессе, таким образом, происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).
Взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.
Как организовать образовательный процесс с учетом этих позиций? Как сделать ребенка субъектом образования, творцом?
Авторский подход к построению образовательного процесса был предложен Надеждой Александровной Коротковой.
В соответствии с ее концепцией, совместную образовательную деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы мы, используя методику Н. А. Коротковой, включаем («упаковываем») в смысловые поля, которые служат своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» (социализация) и интересами детей (индивидуализация). Эти смысловые поля условно называют культурно-смысловыми контекстами – «упаковками» (по Н. А. Коротковой). Они и являются основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми.
В нашей практике мы использовали различные культурно-смысловые контексты, предлагаемые Н. А. Коротковой :
изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
создание произведений для собственной художественной галереи;
создание коллекций и макетов;
изготовление украшений, сувениров;
изготовление предметов для собственного театра.
создание Книги;
Сегодня мы рассмотрим опыт создания Книги.
По этой «упаковке» мы хотели бы представить вашему вниманию организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: придумывание сказки по заданному сюжету с использованием мнемотехники.
Целью данной деятельности является развитие речи и воображения через использование сказок. Мы использовали технологию Н. А. Коротковой, для того чтобы ребенок в процессе работы смог создать осязаемую вещь – свой личный продукт в виде книги.
Работу по созданию Книги можно разделить на несколько этапов:
1 этап. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления и общественные события; внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих интерес и активность; воображаемые события, происходящие в художественном произведении и др.
В нашем случае, ребята сами подсказали нам идею создания Книги «Инопланетные истории» : это происходило в преддверии Дня Космонавтики, когда мы знакомились с планетами, их особенностями, фантазировали на тему, есть ли жизнь на других планетах: «Интересно, а какие они могут быть, эти существа?. чем любят заниматься?. а давайте, соединим наши сказки в одну общую Книгу».
2 этап. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу решения возникших вопросов, проблем. Планирование предстоящей работы.
Обсуждение проходит за «круглым столом», вокруг ключевого предметного материала.
На этом этапе педагог раскрывает детям особенности создания книг разных видов, знакомит с историей книги, способами ее оформления.
Мы с ребятами собрались все вместе и стали придумывать то, что будет хорошо, если самим создать собственную Книгу: «а давайте у нас будут необычные герои. такие, каких еще не придумали. а придумаем мы их сами. и жить они у нас будут на придуманных планетах. у нас получится самая необыкновенная история!». А для того чтобы ребенок смог выразить себя, мы решили, что каждый делает свою собственную страничку, а потом мы соберем все сказки вместе, и у нас получится одна общая Книга, а назовем мы ее «Инопланетные истории».
И, хотя, на этом этапе ведущую роль играет взрослый, важно приветствовать любые проявления активности, самостоятельность со стороны ребенка. Например, принимать все варианты оформления, каждое из которых необходимо оценить положительно. В нашем случае, это проявилось особенно ярко, потому что каждый ребенок смог выразить свою индивидуальность в изображении своего собственного персонажа и создании собственной истории.
Достижению этой цели способствует следующий порядок работы:
Выбор темы книги (совместно со взрослым)
Выбор материалов (совместно со взрослым)
Изготовление книги, (совместно со взрослым)
Презентация книги.
Создание и оформление Книги включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений, индивидуальности ребенка, используется для введения представления о создании; связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, а также может иметь выход на создание собственной библиотеки группы.
Сначала мы придумывали персонажей для своей сказки, обсуждали, как их можно изобразить, а затем придумывали истории о том, на какой планете они живут, чем любят заниматься, чем питаются.
Затем каждый ребенок придумал свою историю, а мы совместно с родителями ее записали и оформили нашу общую Книгу.
Обязательным этапом работы над Книгой была ее презентация.
Итак, целью для дошкольника должно быть создание личного индивидуального продукта – осязаемой вещи, а это именно то, что нам удалось сделать, ведь, помимо создания Книги, мы отсканировали работы детей и создали персонажей нашего группового театра, которые дети затем с удовольствием используют в своей режиссерской игре.
Мастерская
Сегодня в рамках нашего мастер-класса мы предлагаем вам создать собственную страницу нашей общей Книги. Поскольку время нашего общения сокращено, тему мы задаем сразу. Это будет Книга про кошек, ведь совсем недавно, 1 марта, мы отмечали Всероссийский День кошек. Кошки – это совершенно непредсказуемый персонаж, поэтому ваши страницы будут неповторимы, где появятся истории, непохожие одна на другую.
Работа предполагается для каждого ребенка, но т. к. время у нас ограничено, мы предлагаем трем желающим по листу – будущей странице Книги. Каждому из вас предлагается одинаковый набор персонажей для создания истории про кошек. Вам нужно создать собственную сказку или рассказ о кошках, можно записать его кратко, при помощи символов, а потом вы представите свое произведение нашему вниманию.
Итоги
Мы видим, что при одинаковых начальных условиях получаются совершенно разные рассказы, где каждый из рассказчиков воплотил свое видение, отразил свое личное понимание темы.
Можно сделать вывод, что мы, педагоги обязаны, прежде всего, удовлетворить потребность ребенка в созидании. Чтобы почувствовать себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи, которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома.
Спасибо за внимание!