Татьяна Коновалова
Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мое сообщение посвящено важнейшей проблеме – реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельности воспитанников. Индивидуализация образования является одним из ведущих принципов современного дошкольного образования. Данный принцип представлен в ведущих нормативных документах в сфере дошкольного образования : Федеральном государственном образовательном стандарте, профессиональном стандарте педагога. Об учете индивидуальных особенностей воспитанников говорили выдающиеся педагоги, например Василий Александрович Сухомлинский, называющий учет «внутренних условий» действенным средством процесса воспитания ребенка.
Темочки:
Индивидуально - дифференцированный подход является эффективным средством осуществления принципа индивидуализации на занятиях двигательной деятельностью занимающихся дошкольников. Основания инд-диф. подхода в нашем ДОУ (группа здоровья, уровень физ. подготовленности, полоролевые особенности, состояние здоровья, двигательная активность….).
Для осуществления принципа индивидуализации необходимо соблюдать ряд условий:
1. Предметно-пространственная среда развития движений детей
(использование в организованной детской деятельности и создание условий для самостоятельной двигательной деятельности :
Различные виды мячей разных расцветок, веса
Гимнастические палки разной длины.
Ленточки, султанчики разных цветов.
Обручи разных диаметров.
Степы разной высоты и разного оформления.
Булавы разного веса, цвета.
Гантели разного веса,цвета.
Гимнастические скамейки разной высоты.
Массажные дорожки разной фактуры.
2. Осуществлять индивидуальную работу в организованной двигательной деятельности :
Занятия по физической культуре.
Утренняя гимнастика.
Гимнастика после сна.
Спортиные досуги, праздники, развлечения.
Подвижные игры, индивидуальная работа на прогулке.
Спортиные кружки, секции.
Непосредственно осуществление
индивидуально-дифференцированного
подхода к детям на наших занятиях:
ЧБД (осл.) дети
1. Постепенное увеличение физической нагрузки.
2. Ограничение интенсивности п/и,эстафет.
3. Активизация разных групп мышц.
4. Укрепление мышц шеи. Массаж шеи.
5. Разрешены упражнения на улучшение кровоснабжения (в том числе – приседания).
6. Укрепление ОДА, осанки.
7. Улуччшение вентиляционной способности легких.
так же для воспитанников в организованной двигательной деятельности :
СФ. у. - совершенствование
двигательных навыков; проблемные задания;
упражнения из разных и. п.
НЕСФ. у. – простые по технике,
хорошо знакомые детям; подвижные,
Хороводные игры; ОВД.
В. Д. А. – Упр. И игры на
развитие внимания, координации
движений, ловкости, требующие
Точности выполнения действий.
Н. Д. А. - освоение техники
, освоение быстроты и скорости движений
упражнения.
С. Д. А. - совершенствование
техники упражнений, развитие
физических качеств.
Проблемы со здоровьем.
(соответственно с рекомендациями
врачей).(При проблемах с сердцем – нежелательно задержка дыхания; статическое напряжение – рекомендуется диафрагмальное дыхание).
Мальчики - отжимания,
ходьба на руках в паре, перекаты,
ползание на животе, спине,
подвижные игры, эстафеты, футбол,
баскетбол, хоккей.
Девочки - элементы худ.
гимнастики, подвижные игры
с ползанием, подлезанием, исключение
статического напряжения.
3. Совместная деятельность
Досуги
Двигательные конкурсы
«Домашние задания»
«Открытые дни для родителей»
Семинары практикумы «Будь здоров!».
Клубы «Быть здоровыми хотим!», обмен опытом в клубе «Друзья спортсмены».
Уголок здоровья» с информацией по оздоровлению детей в конкретный период года.
«Дорожка здоровья» – информация о полезных лечебных упражнениях, направлениях для разного уровня физического развития детей.
Мониторинг (анкетирование родителей, родительского спроса на оказание образовательных и оздоровительных услуг.
«Паспорт здоровья семьи».
4. Самостоятельная двигательная деятельность
Создание игровых проблемных ситуаций
Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности (обогащение предметно – пространственной среды необходимым инвентарем с учетом физического развития и половой принадлежности).
Внесение проблемы в предметно – пространственную среду.
Повышение ДА у детей с низкой подвижностью до среднего уровня.
Воспитание интереса к п/и., спортивным упражнениям, играм с элементами спорта.
Высокая ДА – научить сознательно управлять своими действиями, чередуя интенсивное с менее интенсивным.
Воспитывать выдержку, настойчивость, внимательность, интерес к играм и упражнениям, требующим точности.
Результаты работы с детьми:
1. Движения детей стали более осмысленными, слаженными.
2. Повысилась способность
Детей к произвольной регуляции двигательной активности.
3. Обогатился опыт детей в выполнении упражнений, характерных
для своего пола.
4. Развитие двигательных способностей детей (силы, гибкости,
быстроты, координационных способностей).
5. Преобладает положительный эмоциональный настрой, развивается интерес и любовь к занятиям спортивной направленности.