Екатерина Копылова
Музыка в детском саду как средство формирования человека и патриота
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Публикация «Музыка в детском саду как средство формирования человека и патриота» размещена в разделах
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,
так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В. Распутина.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного от нас самих. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
В нашем ДОУ организован музей русского народного творчества, где педагоги, продемонстрировали детям разнообразные виды росписи на посуде,глиняные игрушки, матрешки, самотканые платки. Ведь родная культура, как мать и отец, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность.
Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
В воспитании детей нам помогают музыкальные праздники. Они воспитывают нравственно- патриотические чувства дошкольников.
Бытовые и семейные: дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость.
Государственно- гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний и др.
Международные: День защиты детей, Международный день 8 Марта.
На праздниках посвящённых «Дню защитника Отечества» дети с удовольствием исполняют тематические песни и танцы, читают стихи, играют, показывая свою ловкость, сообразительность.
Праздник, посвящённый Дню Победы- один из самых торжественных. Это день светлой памяти воинов, с честью отстоявших Победу в Великой Отечественной войне. В сердце каждого ребёнка эта тема должна находит отклик.
В непосредственно - образовательной деятельности формирование патриота и гражданина происходит через следующие виды деятельности:
-слуховое восприятие:(гимн России; природа; образы русских сказок, образы животных). Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, должны обладать большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
- пение (песни о Родине, о маме, о папе, о дружбе). Через песни ребёнок открывает социальную среду, учится уважению к окружающим;
- знакомство детей со звучанием русских народных инструментов: (желейки, рожки, бересты, гусли, гармони, баян, балалайка, домра, навык игры на шумовых русских народных инструментах (ложки, трещётки, бубны, рубель, бич и т. д.) помогает постичь быт в древности, уважение к культуре предков.
- танцы: (бытовые, современные, русские, сюжетные, знакомят с характерными костюмами, помогают прочувствовать через движение тот или иной характер или образ. Формирование художественного мышления.
- игры, особенно фольклорные, развивают коммуникативные качества ребёнка, знакомят с профессиями.
В результате у детей формируются следующие ценностные ориентиры:
• Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.
• Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
• Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
• Бережное отношение к природе родных мест.
• Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
• Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
• Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
• Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
• Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
• Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.
• музыка - средство умственного воспитания (развивается память, мышление, речь);
• музыка — средство физического воспитания - во время двигательных навыков укрепляется мышечный аппарат;
• музыка-средство нравственного воспитания и патриотического воспитания.
Пословицы и поговорки о Родине:
Одна у человека мать – одна и Родина.
От Родины теплом веет.
При солнце тепло, при Родине добро.
Где родился – там и сгодился.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.
Для родной Отчизны, не жаль и жизни.
таким образом, мы должны поддерживать воспитание патриотизма у наших воспитанников, это является неотъемлемой частью учебного процесса. Наши дети должны знать и любить свою Родину и свой край!