Получи документы

Мастер-класс «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»

Ольга Козлова
Мастер-класс «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»

Психолог Козлова Ольга Михайловна

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются раз-личные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

Публикация «Мастер-класс „Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения“» размещена в разделах

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе со-циально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе, причем отклонения могут происходить как в отрицательную, так и в позитивную сторону (н-р, творчество).

Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимо-отношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество). позитивные (н-р твор-чество, и социально-нейтральные (н-р бродяжничество).

Разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения суще-ствовали с того далёкого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству.

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. Позор тому, кто ударит человека, и ещё больший позор из-лившему гнев на обидчика, утверждается в «Дхаммападе» (Индия, 3 в. До н. э.). Мысли по-лезные и в наши дни. Вообще буддизм утверждает терпимость, всепрощение, ненасилие. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень лени-вые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в по-ложительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В нашей стране особенно актуальна тема девиантного поведения. В период социаль-ных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения.

Уважаемые коллеги! Подходит к концу седьмой месяц напряжённых будней учеб-ного года. Ни для кого не секрет, что в своей повседневной деятельности нам бок о бок при-ходиться сталкиваться с категорией учащихся, которых принято называть «трудная» моло-дежь. Среди учащейся молодёжи 55% курящих, в том числе среди учащихся ПУ их наи-большее количество. Среднедневное потребление сигарет 10,5 штук. В том числе учащихся ПУ – 13,7. Потребление алкоголя в ПУ больше чем в школе. Потребление наркотиков в ПУ по сравнению со школой больше. Занимающих проституцией в ПУ больше чем в других учебных заведениях.

Тема круглого стола «Способность педагога к оказанию поддержки подростков деви-антного поведения».

Презентация: «Основные правила работы с педагогически запущенными детьми»

Но прежде чем мы начнем, я предлагаю каждому из Вас стать капитаном корабля, пусть только вырезанного из бумаги. У каждого корабля должно быть имя и Вам предлагает-ся назвать свой корабль и поместить его в том районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника перед участием в методической студии. Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.

Рис. 1. Рефлексия “Острова”

Закончите фразы: «Мой корабль называется…», «Я помещу его на остров, потому что…» (работа по кругу)

Притча

Ведущий приводит притчу как аналогию с положением учителя в современной ситуации образования. Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Ведущий признается, что очень не любит «знающих, как надо», что всегда предпочитает не поучать, а помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.

«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.

Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взыва-ет о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.

Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и то-же массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться ру-ками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что чело-век, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.

Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Не-кий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.

Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние добро-желатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец по-является еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».

Обсуждение.

Упражнение «Одна фраза»

Предлагается в одном предложении сформулировать исходную позицию, аксиому по-зитивной педагогики. После обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что основ-ная идея содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенци-альные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробужде-нию». А для этого, в первую очередь, необходимо помнить т. н. принцип «Три «П»

Рис. 2. Принцип «Три «П»

Упражнение ''Снежинка"

Раздайте участникам по листу бумаги.

Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая уп-ражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции трене-ра. Скажите участникам, что никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте:

"Делайте так, как считаете нужным. "

Предложите ученикам:

а) Взять листок бумаги.

б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол.

г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол.

е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол.

з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно.

скажите, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

Почему листы надорваны так по-разному?

Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они пло-хие люди? Почему?

Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод:

Хотя и могут существовать разные точки зрения, ни одна точка зрения не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют единственного ответа

У нас всегда есть возможность выбора. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не слова и нравоучения. В подтверждение сказанного послушайте обращение подростка к взрослому :

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, модно верить

И мыслям и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Не правда ли, хорошие слова?

Приветствие. Игра «Здравствуй, Света!»

Цель: формирование групп для работы, установление комфортной атмосферы

3 лидера коллектива по очереди обращаются к одному из членов коллектива «Здравствуй, (имя!». Тот, к кому обратились, садится за стол обозначенной команды, т. о. становится её членом. (Упражнение является своего рода диагностикой межличностных предпочтений в коллективе).

Упражнение «Сиреневые и фиолетовые»

Ведущий сообщает, что участники должны на время построится в две исходные ше-ренги. Ведущий сообщает, что в параллельном мире не все так просто, как кажется с перво-го взгляда. Все пространство параллельного мира разделено на «Фиолетовое» и «Сирене-вое». Жители «Сиреневого» пространства излучают биологическую Энергию, несовмести-мую с энергией жителей «Фиолетового» пространства, и наоборот. «Фиолетовые» никогда не заходят в пространство «Сиреневых», так же поступают и «Сиреневые». Но в жизни все-гда бываю парадоксы, существуют они и в параллельном мире. Ведущий обозначает, какая из шеренг будет «Фиолетовым» пространством, а какая – «Сиреневым». При этом обращает внимание, что в «Фиолетовом» пространстве живут трое «Сиреневых», а в «Сиреневом» живут трое «Фиолетовых». Когда они появились там, зачем они появились там, уже никто не вспомнит. Им и самим очень трудно жить в чужом пространстве, постоянно не хватает сил для всего, они плохо себя чувствуют. Но парадокс заключается в том, что они настолько привыкли к этому плохому, что ни за что не хотят ничего менять в своей жизни. Пусть луч-ше будет плохо, зато это плохо знакомо, оно уже стало им родным. Ведущий предлагает уча-стникам помочь эти несчастным, а для этого необходимо их вычислить и переправить в свое изначально родное пространство. Ведущий раздает всем листочки на обратной стороне кото-рых написано название изначально родного пространства. Ведущий заранее подкладывает в стопку листочков с надписью «Фиолетовое» три листочка с надписью «Сиреневое». Таким образом, в пространстве «Фиолетовых» оказываются три «Сиреневых». Так же поступают и с «Сиреневыми». Участники переворачивают листочки, знакомятся со свои происхождени-ем, и им предлагается определить, кто из присутствующих в их группе является представи-телем чужого пространства. Ведущий сообщает, что хотел бы от каждого пространства ус-лышать имя одного участника, который по их мнению является чужаком. Обсуждение длит-ся недолго, при этом чужак должен убедить всех, что он свой, а депортации должен подверг-нуться кто-то другой, а он свой, родной. Выбранные участники перемещаются в другое про-странство, а в параллельном мире наступает ночь. Ведущий предупреждает всех, что участ-ники ночью сидят с закрытыми глазами, а невычисленные чужаки открывают глаза и знако-мятся друг с другом. Те, кто перешел из другого пространства сидят с закрытыми глазами. Наступает день, который дает возможность представителям пространств найти чужака и пе-реместить его в родное пространство. Кандидаты на выбывание перемещаются в другое про-странство. Наступает последняя ночь, когда чужаки снова открывают глаза. Днем жители Сиреневого и Фиолетового пространств снова вычисляют чужаков. Когда перемещения за-кончатся ведущий сообщает всем, что сейчас станет ясно, были ли произведенные переме-щения правильными, удалось ли Сиреневым и Фиолетовым вычислить чужаков Все до-стают свои карточки и демонстрируют товарищам — кто же они на самом деле? Чужаки принудительно перемещаются в свое изначально родное пространство, а те, кто был перемещен в чужое пространство по ошибке, возвращаются домой. Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:

Трудно ли было определить чужака?

Что вам помогло в этом и что помешало?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

В чем секрет прозорливости Сиреневых и Фиолетовых (в случае, если все чужакибы-ли определены правильно?

Почему не удалось догадаться, кто из чужаков ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными?

Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они чужаки?

Использовали ли чужаки свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полу-ченное во вторую ночь? Как?

Каким образом вели себя чужаки, которые переселились в противоположное про-странство?

Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?

Как принималось решение о переселении чужаков? Удалось ли избежать конфликтов?

Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?

Очень важно во время игры и особенно по ее завершении помочь участникам преодо-леть чувство соперничества, которое может возникнуть между своими и чужаками. Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения!

Упражнение «Подсолнух»

Цель: Сплочение группы. Образец ритуала прощания.

Содержание:

Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: (музыка) «Закройте, пожалуй-ста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо(30 сек).

Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнухо-вое семечко.

Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь нару-жу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… ска-жите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и разви-тия…» (1 мин).

Теперь медленно откройте глаза … работа нашей группы завершается.

Завтра вновь вы переступите порог класса, в котором вас будут ждать ваши учащие-ся, такие сложные, такие разные. Перед общением с ними отведайте волшебный эликсир, рецепт которого я вам предлагаю, и я верю, у вас обязательно всё получится.

Волшебный эликсир для педагога «Путь к гармонии»

В топку сомнений брось крупные поленья желания и зажги их искрой любви. Пока огонь разгорается, поставь на очаг котёл осознанности и налей в него прозрачную воду ин-туиции.

Когда вода забулькает, брось туда щепоть вопросов и горсть знаний, пару ложек уме-ний и добрую плошку навыков. Всыпь полный мешочек своей энергии и добавь пару щепо-ток рассуждений.

Накрой котёл крышкой перерывов и время от времени помешивай содержимое лож-кой действий, вдыхая ароматные пары предвкушения.

Через некоторое время в котле родится густой ароматный напиток гармонии. Черпа-ком интереса налей его в кружку опыта и с наслаждением глядя на мир вокруг маленькими глотками потягивай этот нектар мудрости.

Вспомни, что тебе всегда есть куда стремиться.

Пусть же все твои последующие действия наполнят светом твою уникальную суть и отразятся в самых смелых твоих деяниях и мечтах.

Удачи!

Публикации по теме:

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Мастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детейМастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детей Мастер-класс «Изготовление эколюдика» (совместная деятельность педагога и де ей)Оборудование: капроновый чулок, ленты, опилки, семена пшеницы,.

Мастер-класс «Органайзер для канцелярских товаров на рабочий стол педагога»Мастер-класс «Органайзер для канцелярских товаров на рабочий стол педагога» Уважаемые коллеги сегодня хочу предложить Вам как сделать органайзер для канцелярских товаров на рабочий стол педагога. Сначала пробовала.

Мастер-класс по изготовлению знаков «Правила поведения нашей группы» в подготовительной группеМастер-класс по изготовлению знаков «Правила поведения нашей группы» в подготовительной группе Здравствуйте, уважаемые коллеги!Хотим представить вашему вниманию мастер - класс по совместному изготовлению с детьми знаков правил поведения.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Совместное творчество педагога с детьми «Гнездо с птенцами». Мастер-классСовместное творчество педагога с детьми «Гнездо с птенцами». Мастер-класс Назначение поделки: пополнение экологического центра группы. Цель: оформление поделки на весеннюю тематику с использованием знакомых способов.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 08:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Способности педагога к оказанию поддержки подростков девиантного поведения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД