Корсунская Наталья Николаевна
Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ.
Актуальность:
Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Образность речи.
Публикация «Мастер-класс „Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2019
Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.
Для достижения этой цели мы используем технологию ТРИЗ :
1. Сравнение
Для того, чтобы составить сравнение нужно :
Слайд (по строчкам)
1. Выбрать объект, в данном случае цыплёнок.
2. Обозначить его признак, берем цвет.
3. Определить значение этого признака:
- Цыпленок по цвету какой? (желтый)
4. Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте:
- Что или кто бывает еще желтым? (солнце, ….)
- У меня солнышко!
- Составляем сравнение по этой модели.
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.»
На первый взгляд фраза, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Сравнение можно составить с одним и тем же объектом, но по другим признакам: Слайд
«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»
«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»
«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»
Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.
Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.
2. Составление загадок
Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели :
Модель1
Чтобы составить загадку по первой модели необходимо:
1. Выбрать объект - самовар.
2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.
Далее даются образные характеристики по заданным признакам.
- Какой самовар по цвету? - Желтый.
Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? – Шипит (шипящий)-
(заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой самовар по форме? - Круглый
(заполняется третья строчка левой части таблицы).
Теперь делаем сравнение по перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:
- Самовар желтый (Что или кто бывает таким же) - монета.
- Самовар шипящий (Что или кто бывает таким же) - вулкан.
- Самовар круглый (Что или кто бывает таким же) - арбуз.
После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Составляем загадку :
В 1. "Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".
В 2. "Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз".
Модель 2
Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.
Выбираем: 1. Объект – ежик,
2. Признак – действие.
(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что делает так же?
- Пыхтит как паровозик.
- Пыхтит как чайник.
- Собирает как кто или что делает так же?
- Собирает как хозяйка.
- Собирает как жадина.
- Семенит как кто или что делает так же?
- Семенит, как ребенок.
- Семенит, как дедушка.
Далее составим загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Примеры: В 1. "Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
В 2. "Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 3
Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? НО Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб :
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки : "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Загадки, составленные с детьми :
1. «Зеленая, но не лягушка; треугольная, но не морковь; колючая, но не ежик.» - Ель.
2. «Круглый, как магнит; прыгучий, как белка; резиновой, но не сапоги.» - Мяч.
3. «Царапается, как человек; бегает, как машина; лакает молоко, но не собака.» - Кот.
4. «Летает, как самолет; плавает, как листик; щипает, но не краб.» - Гусь.