Елена Арендоренко
Освоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С пяти лет дети начинают сравнивать объекты по признакам: по цвету, по рельефу, по весу, по температуре, по размеру, по вкусу. Дети видят, что объекты могут быть похожи, например, по рельефу: у меня варежки такие же мягкие, как наша кошка; мороженое такое же холодное по температуре, как снег; мое платье по цвету такое же, как ёлочка.
Для обучения детей способам составления сравнений я изготовила пособие «Учимся сравнивать». А также подготовила набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому-либо признаку. Например, солнце и цыпленок по цвету желтые, яблоко и мяч по форме круглые и т. д. Пособие состоит из пяти ячеек. Выбираем две картинки с изображением объектов, похожих по какому-либо признаку, и располагаем их в ячейки справа и слева. Например, слева – солнце, справа – цыпленок. Посередине ставим знак равно, что означает «такой же, такое же». Справа и слева от знака равно ставим значок признака – цвет, так как мы сравниваем объекты по цвету. Если сравниваем объекты по температуре, то ставим значок признака – температура; если по рельефу, то значок признака – рельеф. «Читаем» получившееся сравнение : солнце по цвету желтое, такое же, как по цвету желтый цыпленок.
Публикация «Освоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ» размещена в разделах
Таким образом, меняем картинки с изображением объектов и значки признаков и «читаем» получившиеся сравнения. Цель данного пособия: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. А также это пособие помогает формированию связной речи детей и составлению загадок.