Екатерина Новикова
Мастер-класс с родителями «Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с родителями
«Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни».
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
Публикация «Мастер-класс с родителями „Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Как часто мы сталкиваемся с тем, что не можем запомнить нужную информацию? Да почти всегда! А можно ли это как-то изменить? Ответ на этот вопрос дали древние греки. В то время выступления по бумажке считались недопустимым позором. В чём был секрет этих людей? Они пользовались специальным методом запоминания – мнемотехникой.
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Что даёт нам мнемотехника?
1. Мнемотехника помогает детям развивать связную речь, в частности монологическую.
2. Ребёнок устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым ряд психических процессов: логическое мышление, память, воображение, внимание.
3. Дети систематизируют свой накопленный опыт.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Обучение мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
-Преобразование из абстрактных символов в образы.
-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
Основной “секрет” мнемотехники прост – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов.
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, вспомните и назовите знакомую с детства мнемотехнику:
Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
В геометрии — Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка, составлять рассказы – описания (предложить мнемотаблицу описание лисы, зайца).
Ну а теперь переходим к практике. Я сейчас научу, как составлять мнемотаблицу и по ней мы выучим стихотворение, которое называется «Снеговик».
По сугробам напрямик,
Шёл весёлый снеговик,
А в руке его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А ёлочка нарядная!
При составлении таблицы мы будем ориентироваться в основном на существительные. И в первой строке говорится о сугробах, поэтому мы их и рисуем – схематично. Но как изобразить, что он шёл напрямик? Очень просто, нам поможет стрелочка. Дети очень быстро запоминают, поэтому впоследствии условные обозначения читают без труда. В следующей строке снеговик. Рисуем его. «А в руке его была», естественно рисуем руку. Дальше ещё проще: рисуем корзину, метлу и шоколадную плитку и всё это зачёркиваем, потому что идёт отрицание. И в конце мы рисуем нарядную ёлочку.
Молодцы, у вас всё получилось!
Это была разминка для вас, теперь можно переходить к более сложному заданию.
После того как дети научатся читать таблицы, с ними вместе составляем схемы. Чем вы сейчас и займётесь!
Внимание – задание! Нужно составить мнемотаблицу – это общее для вас задание, но отличаться эти задания будут содержанием.
1. Необходимо известный стих известного автора преобразовать в мнемотаблицу.
2. Задание для вас: изложить сказку по той же технике.
3. Составить таблицу о любом времени года. Вам задание посложней, без опоры на текст.
Не обязательно быть художниками, чтобы нарисовать таблицу, делайте схематично, но понятно. А задача зрительного зала состоит в том, чтобы понять, что изобразили помощники.
Вам 5-10 минут на выполнение задания.
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание! Желаю всем удачи!