Александра Абрамова
Мастер-класс «Роль игры в период адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Роль игры в период адаптации детей раннего возраста»
Цель мастер-класса: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи мастер-класса:
• формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;
• научить ребенка играть вместе с другими детьми;
• снять эмоциональное напряжение.
План проведения мастер-класса:
1. Представление технологии.
Публикация «Мастер-класс „Роль игры в период адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
2. Проведение адаптационных игр.
3. Совместное моделирование.
4. Рефлексия.
1. Представление технологии.
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, снятие психо – эмоционального напряжения. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Я применяю в своей работе следующие приемы:
• Подвижная игра
• Игры-забавы
• Игры – потешки
• Игры- приветствия
• Подвижные игры
• Пальчиковые игры
2. Проведение адаптационных игр.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию несколько игр, которые помогут малышам привыкнуть к детскому саду.
Игры- приветствия
Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут.
Приветствие «Доброе утро!»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).
Для детей 3-4 лет.
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
• Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
• Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потянулись)
Приветствие «Я рад тебя видеть!»
Цель: учить передавать радость, используя различные эмоциональные средства.
Ход приветствия: Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют друг друга. Например: «Я рад тебя видеть, Таня!»
Игры - потешки для режимных моментов
Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, свободная деятельность, обед, дневной сон, уход домой.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение и неприятие, привить ежедневные гигиенические навыки, формирование самообслуживания в процессе одевания и раздевания, подготовка ко сну и пробуждение
Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
***
Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
***
Смотрит Машенька на ножки:
Ох, поссорились сапожки,
Отвернули носики,
Не идут по мостику,
Меж собой теперь не дружат,
Завели хозяйку в лужу!
ИГРА – ИМИТАЦИЯ «Лесная зверобика»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения;
развитие чувства ритма, координации движений.
Воспитатель: Мы будем слушать стихотворение и изображать зверей. Вставайте каждый на свою тропинку леса.
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.
Мягкий пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед, руки перед грудью.
А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь:
"У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!"
Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Мишка держит бочонок с медом.
А веселые зайчата -
Длинноухие ребята -
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле на лесок.
Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.
Шел по лесу серый волк,
Серый волк - зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!
Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносят вперед.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток - и молчок.
Ноги ставят на ширину плеч, выполняя прыжки с продвижением вперед.
Птички в гнездышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
"Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех!"
Легкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком, легко прыгают.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Паучок (музыкальное сопровождение)
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки» ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.
Пчелки (музыкальное сопровождение)
Домик маленький на ёлке, Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке»
Дом для пчёл, а где же пчёлки? Ребенок заглядывают в «улей».
Надо в дом постучать, Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими
Стали вдруг вылетать: (пчёлки летают).
Раз, два, три, четыре, пять!
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Бабочки на лугу»
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности.
Дети накидывают на голову платок, через которых хорошо все видно. Воспитатель сначала предлагает поиграть в прятки с использованием платка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек, а платок- это крылья бабочек. Давайте помашем крылышками, а теперь давайте представим что мы очутились на полянке, светит солнышко и бабочки перелетают с цветка на цветок. А теперь подул легкий ветерок и бабочки закружились. Вот ветерок перестал дуть и бабочки сели на свои цветочки.
«Лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов.
Сейчас я вас всех превращаю в храбрых лягушат. Покажите: как лягушки умеют квакать, а как прыгать? А вы знаете, что лягушата живут в болоте и домиком им служат листья кувшинок. Воспитатель раздает каждому ребенку по листу бумаги. Лист бумаги дети кладут на пол перед собой.
Ход игры: Жили- были храбрые лягушата. У каждого лягушонка был свой домик. (Дети садятся на свой листочек). Каждое утро лягушата грелись на солнышке (дети вытягивают вперед руки, а еще лягушата очень любили петь песни (дети квакают). Но вот однажды к ним прилетала птица, которую лягушата очень боялись и лягушата попрятались (дети закрываются ладошками). Птица начала кружить над лягушатами. Но тут лягушатам надоело прятаться и они решили прогнать птицу. Лягушата взяли свои листочки, скомкали их и стали бросать их в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор храбрые лягушата ничего не боятся.
Далее воспитатель предлагает детям собрать в корзину скомканную бумагу.
3. Совместное моделирование.
Уважаемые коллеги, я показала несколько приемов игры для формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, коллективной игры, снятия эмоционального напряжения.
Перед вами описание игр. Вы должны выбрать те игры, которые относятся к играм в адаптационный период для детей от 1,5-3 лет. Почему вы так считаете?
4. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, укажите соответствующую цифру, оставьте свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!