Вера Клеймёнова
Мастер-класс для педагогов «Рисование песком как средство развития духовно-нравственных качеств младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Рисование песком как средство развития духовно-нравственных качеств младших дошкольников»
Цель: передача опыта использования элементов песочной графики в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Рисование песком как средство развития духовно-нравственных качеств младших дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
1. Дать элементарные представления педагогам о рисовании песком, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.
2. Вызвать интерес к рисованию песком, повысить профессиональную компетентность педагогов в применении нетрадиционных техник.
3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
4. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Актуальность: сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными.
Новизна данного мастер- класса состоит в том, погружая ребёнка в сказочную ситуацию на песке, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Песочная сказка позволяет сделать процесс воспитания нравственных качеств интересным и увлекательным для малыша, ребё нок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.
Оборудование и материалы: световой стол для рисования песком, кварцевый песок, разноцветный песок, картонные герои сказки, клей ПВА, поднос, картинка для раскрашивания.
Ход мастер-класса :
1. Организационная часть.
(Слайд 2) Здравствуйте уважаемые коллеги! Свое выступление я хотела начать словами В. А. Сухомлинского "Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. "
(Слайд 3) В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, формируется основа отношений к себе, к близкому окружению, и к обществу в целом.
. Сегодня я хотела бы показать вам некоторые элементы рисования песком, которые, я использую на своих занятиях с детьми младшей группы по формированию духовно-нравственных качеств.
2. Практическая часть.
(Слайд 4) Для начала мы разделимся на две команды, используя жетоны
1.) художники
2.) творческая группа
Приглашаю педагогов из команды «Творческая группа». Пожалуйста, занимайте места за столом.
(Слайд 5) Все занятие за песочными столами можно разделить на 3 этапа:
1. Вводная часть
2. Основная
3. Заключительная часть
1 этап.
Педагог : Ребята, вы любите рисовать?
Дети отвечают
-А чем вы рисуете?
-Ответы детей
-А песком вы рисовали?
-Нет
-Чтобы попасть в Песочную страну, нужно произнести волшебные слова и произнести заклинание.
(Слайд 6)
Руки располагаем над песочницей ладонями вниз и произносим заклинание:
«Песочная фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси»
(Слайд 7) Далее по-разному здороваемся с песком
– поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;
– легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;
– дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
2 этап.
(Слайд 8) В гости к ребятам приходит Песочная Фея, хозяйка Песочной страны, дети с ней здороваются.
-Ребята, а вы любите сказки?
-А какие сказки вы знаете?
В случае ответа: «Теремок» читает стихотворение, или помогает вспомнить
Я принесла с собой мешочек, хотите узнать, что там? Там мышка, а из какой сказки к нам пришла, мы узнаем, отгадав загадку:
(Слайд 9) «На поляночке лесной,
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать смог!
Что за домик?» (теремок)
Сейчас мы с вами нарисуем эту сказку на песке.
Рассказываю сказку и параллельно показываю рисунки на песке.
На световом модуле подушечкой указательного пальца рисуем горизонтальные линии. Досыпаем немного песка в левую часть теремка. Подушечками указательных пальцев слева и справа сдвигаем песок – получаются бревна. Рисуем окно и крышу. Чтобы нарисовать елки «веером» сдвигаем песок из одной точки. Рисуем цветы на поляне. Сдвигаем песок по кругу и по периметру оставляем отпечатки указательного пальца.
Сказочная картина «Теремок» готова.
(На экране демонстрируется видео)
(Слайд 10) Далее по очереди появляются герои сказок. Совместно проигрывается сюжет сказки. Каждый из животных оставляет следы на песке своим способом.
Бежала мимо мышка-норушка (ставлю). Видит-стоит теремок. Постучалась, никто не отвечает. Зашла мышка в теремок и стала жить в теремке.
Педагог задает вопросы, характеризующие мышку
- Можно без приглашения заходить? (нельзя, необходимо спросить разрешение).
2. А кто следующий герой?
Скачет, скачет по траве,
А глаза на голове
Зелёная квакушка.
Скользкая (лягушка)
Вопросы о лягушке.
- А почему мышка пустила лягушку в теремок?
(жалко стало лягушку, да и скучно одной жить)
3. Игра «Угадай по описанию».
Мягкая шубка, длинные ушки,
Прыгучий, грызёт кору дерева (заяц)
Вопросы о зайце
- Какие слова говорит зайчик, когда стучится в теремок? ( вежливые: «Пустите, пожалуйста»).
4. Загадка.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала
Всех кур пересчитала (лиса)
- А какой он должна стать лиса, чтобы жить вместе с зайкой, мышкой? (измениться, стать доброй, заботливой, ласковой, дружелюбной).
5. Игра «Узнай по голосу».
- Кто воет в лесу у-у-у?
(волк)
- А волку хочется жить в теремке. Каким он должен стать?
(добрым, ласковым, заботливым, дружелюбным, уметь договариваться с другими, защищать, помогать зверюшкам)
6. А теперь угадайте, кто последним пришел к Теремку?
- Этот герой любит лакомиться малиной (мёдом) Кто это? (медведь)
- А зачем медведь пришёл в теремок? (друзей искал, скучно было)
- Мишке очень хотелось жить вместе с другими зверями в теремке. Полез медведь в теремок и сломал его.
- Что же нам делать? Как же нам быть? (Дети отвечают)
Рисуем новый, красивый, большой теремок.
Песочная Фея хвалит ребята, и предлагает на память о хороших поступках, сделать доброе сердце из цветного песка.
(Спасибо, коллегам творческой группы, а я приглашаю коллег из группы Художники занять места за столами)
Рисовать мы будем необычным образом, цветным песком. Перед вами контур доброго сердца, клей, кисточка и цветной песок.
Вам нужно взять кисточку обмакнуть в клей, аккуратно промазать силуэт картины, взять разноцветный песок и посыпать, остатки цветного песка аккуратно стряхнуть в поддон. На рисунке останется только тот песок, который приклеится. Получаются такие замечательные сердечки, в память о добрых делах.
Далее Песочная Фея задает вопросы и подводит итог:
-В какой сказке мы побывали?
-Какими были звери в сказке?
-Чем вы рисовали?
-Чему учит сказка «Теремок» (дружбе, гостеприимству, доброжелательности, доброте) Ведь в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Все звери в этой сказке
добрые и отзывчивые. Они никому не отказали в крыше над головой.
И даже когда у них сломался дом, они все вместе, дружно, построили новый дом, ещё лучше прежнего.
3 этап. Персонаж благодарит за проделанную работу и прощается. Уважаемые коллеги, прошу всех подойти к песочным столам, вытянуть руки вперед, ладонью вниз, и все вместе произносим волшебные слова «Спасибо песок, что нам сегодня ты помог
Наш мастер-класс подходит к концу. Закончить хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
(Слайд) Достигнутые результаты.
Отслеживается положительная динамика: дети становятся добрее, отзывчивее, проявляют толерантность друг к другу.
У многих сформировалось положительное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе. Уравновесилось психо-эмоциональное состояние.
Сопереживая героям сказок или героям художественных произведений, радуясь их успехам, дети стали эмоционально богаче, отзывчивее и проницательнее.
Уважаемые коллеги, если вам был интересен мастер – класс, то возьмите улыбающееся солнышко, унося с собой полезную для вас информацию. Буду рада, если грустное солнышко никому не понадобиться. Спасибо за совместную плодотворную деятельность.