Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые куклы как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Трапезникова Юлия
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые куклы как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений: учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей.

Цель: познакомить педагогов с системой коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием «Речевых кукол»

План проведения:

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Речевые куклы как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

I. Презентация опыты работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием «Речевых кукол».

Форма проведения: телепередача «Добрый день, коллеги!» С участием кукольных персонажей: Хрюши и Каркуши.

II. Практическая часть. Представление фрагментов образовательной деятельности с детьми 6-7 лет.

Индивидуальное занятие: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое занятие: «Дикие и домашние животные»

Фрагмент спектакля: «Гуси лебеди», с использованием платковых кукол.

III. Методические рекомендации к использованию «Речевых кукол» в образовательной деятельности.

Предоставление раздаточного материала: брошюры по теме мастер-класса.

IV. Рефлексия. Дискуссия по результатам деятельности.

V. Знакомство с выставочным материалом дидактических пособий.

На экране отрывок классической заставки телепередачи: «Спокойной ночи малыши!» Музыка А. Островского.

За столом с игрушками сидят Хрюша и Каркуша. Перебирая игрушки, они ведут диалог.

Хрюша: Интересно, а какую игрушку люди изобрели первой.

Каркуша: Конечно куклу, что тут думать.

Хрюша: Почему ты так решила?

Входит учитель-логопед: Юлия Владимировна.

Юлия Владимировна: Здравствуйте, Хрюша и Каркуша, здравствуйте гости! О чём вы спорите?

Каркуша и Хрюша: Здравствуйте, Юлия Владимировна и гости!

Каркуша: Юлия Владимировна, а ведь правда, что кукла появилась первой?

Юлия Владимировна: Да, Каркуша, ты права кукла считается самой древней и наиболее популярной игрушкой. Но кукла, Хрюша, стала игрушкой далеко не сразу. У кукол было другое предназначение: участие в ритуалах, обрядах, празднествах.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношений, так появились куклы-чучела, одна из них известная нам кукла «Масленица».

Во время ритуалов наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затем отдавали богам- топили в реках, сжигали на кострах. А взамен просили, счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Каркуша: Юлия Владимировна, а мне бабушка Клара подарила куклу на счастье, она из ниток и я её всегда ношу с собой.

Юлия Владимировна: Так и есть, в далёкие времена, куклы использовали и в качестве оберегов, талисманов, защищающих от болезней, несчастий. Кукла, как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы, берегла своего хозяина. Так её и звали Оберег или Берегиня. Изображение лица в кукле обереге было запрещено. Считалось, что через лицо: глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные могут проникнуть добрые и злые духи.

Хрюша: Юлия Владимировна, так эти куклы совсем не игрушки.

Юлия Владимировна: Существовали и игровые куклы. Предназначались они для забавы детям. Этих кукол мастерили своими руками. На этих куклах уже появилось лицо. Но в то же время кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. В русских крестьянских семьях верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.

А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо- неприятностей не миновать.

Каркуша: Юлия Владимировна, а я заметила, что все куклы похожи на людей. (Каркуша показывает куклу на столе)

Юлия Владимировна: Каркуша, какая ты внимательная, кукла-это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Человек старался показать схожесть куклы с человеком. В русском языке слово «кукла» - это одушевлённое имя существительное. Одушевлённое - значит имеет душу. Мастера-кукольники, вкладывая душу в своё произведение, верили, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

И в наше время, мастера, как будто оживляют кукол с помощью звучащих наполнителей и приспособлений.

У каждой нашей куклы, так же есть сердце, оно самое настоящее и прячется под одеждой.

Хрюша: Юлия Владимировна, у вас есть куклы? А разве взрослые играют с куклами?

Юлия Владимировна: Конечно, играют, но только вместе с ребятами и сейчас я об этом расскажу.

(Хрюша и Каркуша размещаются за другим столом и вместе с педагогами слушают доклад Юлии Владимировны).

В игровой неформальной обстановке ребёнок лучше усваивает не только знания, но и навыки, незаметно для себя начинает корректировать своё поведение и преодолевать психологические и речевые трудности.

Кукла позволяет мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему будут услышаны.

Работа с куклой помогает осуществить дифференцированный подход с учётом особых потребностей и речевых возможностей каждого ребёнка.

Куклы широко используются педагогами-психологами, воспитателями, учителями-логопедами.

Психологи используют кукол в качестве объекта психокоррекционного воздействия на ребёнка по методу куклотерапии.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова.

Куклотерапия- метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, другими словами, это лечение с помощью кукол.

Воспитатели используют кукол в развитии общих и творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности.

Учителя - логопеды используют кукол, как дидактическое пособие, направленное на решение коррекционно-развивающих задач : на развитие всех компонентов речи, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития дошкольников, развитие моторики.

В настоящее время в нашей копилке имеется более 40 видов различных авторских кукол.

И так как основная задача учителя-логопеда : развитие речи, эти дидактические пособия получили название «Речевые куклы».

Разнообразие речевых кукол позволило систематизировать их по уровням сложности, темам, решению коррекционно-развивающих задач.

Так сложилась система работы по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием «Речевых кукол».

Презентация «Речевых кукол»

«Речевая кукла» как средство развития правильного речевого дыхания.

Гномик Бом под зонтом.

«Речевые куклы» как средство развития интонационной выразительности речи.

Куб эмоций.

Веер эмоций (Усатый дядя, принцесса, капризуля)

Подушка «Думка».

Шагающие куклы мышка и мишка (тембр голоса).

Весёлые и грустные колобки (оценка деятельности).

Куклы- колпачки.

«Речевые куклы» как средство развития лексико-грамматической стороны речи с элементами связной речи

Кукла Маша.

Кукла «Часть речи».

Куклы Бибабо.

Кукла-Зима с приметами.

Кукла- Весна с приметами.

Кукла- Осень с приметами.

Кукла- Лето с приметами.

Мягкие игрушки- животные (части тела).

Шагающие куклы.

Звуковые куклы.

Дидактическое пособие «Части тела и лица человека»; «Части тела птицы и животного».

«Куклы - представители разных профессий».

Дидактическое пособие «Маленький повар».

Дидактическое пособие «Маленький фермер».

Дидактическое пособие «Куклы-Краски».

«Речевые куклы» по обучению грамоте.

Куклы- перчатки : Чупа и Чупс.

Куклы : Аз, Буки, Веди.

Классики с куколкой.

Крестики- нолики.

Шагающие куклы Даша и Миша с дорожками.

Дидактическое пособие «Карандашик и Карандашенька».

Дидактическое пособие «Массажёр Ёжик».

Дидактическое пособие «Букварик».

Весёлые и грустные колобки (оценка деятельности).

«Речевые куклы» как средство развития связной речи.

Платковые куклы : кукла «Матушка»; кукла «Папа», кукла «Маша», кукла «Иванушка», куклы «Гуси лебеди».

Бибабо.

Панно «Четыре желания» и кукла Маша.

Мнемодорожки «Времена года» и кукла Маша. Кукла-Зима с приметами.

Кукла- Весна с приметами.

Кукла- Осень с приметами.

Кукла-Лето с приметами.

Кукла- часть речи. (синквейн).

Дидактическое пособие «Маленький фермер».

Дидактическое пособие «Маленький повар».

Дидактическое пособие «Куклы - представители разных профессий».

Весёлые и грустные колобки (оценка деятельности).

«Речевые куклы» - средство развития произносительной стороны речи.

Игрушки: бегемотик Гоша, собачка Авва. (артикуляционная гимнастика).

Куклы- перчатки : Чупа и Чупс.

Я- Кукла.

Звуковички.

Звуковые куклы.

Подушка «Думка».

Шагающие куклы Даша и Миша с дорожками.

Круги Луллия и плоскостные куклы.

Звуковые дорожки.

Дидактическое пособие. «Карандашик и Карандашенька».

Дидактическое пособие «Буратино и Мальвина».

Дидактическое пособие «Массажёр Ёжик»

Дидактическое пособие «Найди пару. Гуси лебеди».

Дидактическое пособие «Плоскостные куклы на прищепках».

Внедряя в практическую деятельность «Речевые куклы» и атрибуты к ним, мною широко используются современные коррекционные методы обучения: так, при выполнении артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями кистей рук применяется метод биоэнергопластики с использованием кукол-перчаток: «Чупа и Чупс».

В работе над развитием речи с использованием «Речевых кукол» – применяется моделирование (мнемотаблицы, мнемодорожки). Этот метод, мотивирует ребёнка на учебную деятельность, позволяет легко запомнить алгоритм составления рассказа, активизирует словарь, способствует развитию связного высказывания.

При работе над связной речью: составлении описательного и сравнительного рассказов, загадок, используются эффективные методы «Синквейн», «Диаманта» также с использованием кукол. Это сравнительно новые методы, они позволяют сделать более легким процесс усвоения материала; в ходе составления синквейнов, диаманты закрепляются знания о частях речи, о предложении; совершенствуется навык использования в речи прилагательных, глаголов, предлогов синонимов, антонимов. Синквейн и Диаманта составляются по определенным правилам, хотя для детей дошкольного возраста эти правила условны и могут меняться в зависимости от этапа обучения и уровня развития воспитанников.

При составлении описательных, сравнительно-описательных рассказов, используются атрибуты кукол (признаки времён года, атрибуты профессий, как метод причинно-следственных связей (технология Триз).

При автоматизации поставленных звуков, развитии мыслительной деятельности, синхронизации работы двух полушарий, в качестве нейрогимнастики, используется пособие «Карандаш и Карандашенька».

Нейрогимнастика подразумевает комплекс упражнений, направленных на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение симметричных движений рук с речевым сопровождением.

Используя современные методы обучения, и реализуя коррекционные задачи, мы убедились в эффективности применения «Речевых кукол» в развитии всех компонентов речевой системы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Полученные результаты работы в этом направлении требовали системности и поэтапности. Так, была разработана образовательная программа по развитию всех компонентов речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Куклознайка». На основе программы был модифицирован диагностический материал, созданы диагностические карты для изучения уровня сформированности речи детей (в качестве диагностического материала так же использовались речевые куклы). Составлен перспективный план работы по развитию речи детей с ОНР с использованием речевых кукол.

Дидактические игры и упражнения с применением речевых кукол были включены в коррекционно-развивающий процесс : в подгрупповые занятия по развитию связной речи и обучению грамоте, в индивидуальные занятия по коррекции произносительной стороны речи, а так же в организацию театрализованной деятельности.

Так, совместно с воспитателем группы компенсирующей направленности организован кружок: «Малый театр», где речевые куклы (куклы-Бибабо, платковые куклы, являются героями знакомых сказок, а у детей-артистов вырабатывается выразительность речи и четкость звукопроизношения.

Хрюша: Как интересно.

Каркуша: Вот бы посмотреть на ваши с ребятами занятия.

Юлия Владимировна: В таком случае, Хрюша и Каркуша, я с удовольствием приглашаю вас и гостей посмотреть логопедические занятия.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по развитию связной речи с подгруппой детей 7 лет ОНР III уровня I-II года обучения, с использованием «Речевых кукол». Тема занятия: «Дикие и домашние животные»

Показ фрагмента подгруппового логопедических занятия.

Хочу представить вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия на тему: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков [Л]; [Ль]; [Р]; [Рь] в слогах, словах, предложениях», с ребёнком подготовительного возраста первого года обучения.

Показ фрагмента индивидуального логопедического занятия.

А сейчас ребята подготовительного возраста группы компенсирующей направленности покажут фрагмент спектакля: «Гуси лебеди»

Показ фрагмента спектакля: «Гуси лебеди»

Каркуша: Вот здорово! Юлия Владимировна, как же интересно ребятам на ваших занятиях.

Хрюша: Да, Каркуша, ребята играют в куклы и даже не замечают, как осваивают новый материал. Я бы так тоже хотел.

Юлия Владимировна: Хрюша, Каркуша, мы с ребятами всегда будем рады видеть вас на наших занятиях.

Хрюша: Спасибо, Юлия Владимировна. До свидания гости.

Наше мероприятие подходит к концу, надеюсь, мы смогли вас заинтересовать. Подводя итоги, предлагаю вам воспользоваться брошюрой, в которой представлены задачи, некоторые авторские дидактические игры с речевыми куклами, рекомендации по использованию: «Речевых кукол»

В качестве раздаточного материала гостям предложена брошюра по теме мастер класса.

Рефлексия. А так же прошу вас с помощью кукол-колпачков оценить наше выступление. Спасибо за внимание, за положительные эмоции!

Знакомство с выставочным материалом дидактических пособий.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые куклы как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 мая 2021 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые куклы как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Трапезникова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД