МААМ-картинки

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет

Оксана Тарская
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Описание целостного комплексного подхода разных специалистов к детям с нарушением чтения и письма не является задачей данной статьи. Мы остановимся лишь на некоторых видах работы, которые использует на своих занятиях логопед. На занятия формируются малые группы с учетом темпа работы, логопедического диагноза и

особенностей психических процессов и сукцессивных функций.

В работе необходимо соблюдать ряд принципов:

1. индивидуализация темпа обучения;

2. систематический контроль автоматизации навыков;

Публикация «Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет» размещена в разделах

3. соблюдение принципа последовательности, наглядности и этапности в освоении

материала;

4. усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса

для него;

5. учитель должен быть достаточно терпим к трудностям обучения и к сложным

поведенческим реакциям ребенка.

В основе работы логопеда лежат две методики: Т. А. Аристовой и Н. Н. Трубниковой. Метод Трубниковой называется Грамотное письмо без знаний правил грамматики. В его основе лежит формирование графо-моторного навыка, формирование четкого и правильного образа графем, формирование навыка комментированного письма. Из данной методики мы взяли систему обучения написания графем, молчаливое письмо под комментирование логопеда, сравнение букв похожих по общности элементов. Данная методика очень хорошо работает при профилактике и коррекции оптической дисграфии, а также у детей с нарушениями памяти, так как в результате ее применения формируются по элементные образы букв

Метод ТА. Аристовой называется Чувственный тактильный аналитико-синтетический метод. Суть метода заключается в определение ведущей анализаторной системы и, взяв ее за основу, подтянуть все остальные анализаторы и максимально использовать их при овладение письмом. Очень важными элементами в данной системе является развитие вторичных семантических полей и формирование правильного речевого дыхания. В процессе овладения письменной речью необходимо усвоить первое правило: мы пишем столько, сколько произносим, произносим столько, сколько пишем. Этот навык необходимо выработать до овладения графикой букв. В начале нельзя детей подгонять, так как у каждого ребенка свой темп.

Все занятия логопеда включают в себя следующую структуру:

1. фонетическая минутка.

2. работа над артикуляторным укладом звуков.

3. работа над дыханием.

4. работа над ЛГСР.

5. практические задания, в которых мы даем весь материал по схеме: даем, закрепляем,

повторяем, закрепляем.

На фонетическую минутку отводим примерно 20 минут на первых занятиях и, по мере автоматизации звуков, сокращаем ее до 5—7 минут. Если ребенок не усваивает звук за это время, то работу продолжаем на следующем занятие, так как он устает от однообразных движений. Начинаем с артикуляции гласных и наиболее нарушенных согласных звуков.

Артикуляция очень важна при записи слов. Сначала мы формируем понятие гласных звуков - это те звуки, которые мы произносим губами, язык не двигается (губы могут двигаться в трех направлениях: вперед, назад, вниз). Очень важно дать ребенку ощутить кинестетически эти движения (А, У, О, Э И, Ы). Потом знакомим детей с согласными звуками. Согласные звуки мы произносим языком, это все остальные звуки речи. Порядок усвоения согласных звуков будет представлен далее в тематическом планировании. В этой части урока мы также даем и подготовительные упражнения для формирования графомоторного навыка и работаем над графикой букв по методике Трубниковой.

Нарушение дыхания является одной из причин пропусков гласных букв в словах,

если ребенок удерживает дыхание в течение всего письма, то ошибок такого рода не будет. Работу над дыханием начинаем с отработки правильного движения, далее уделяем внимание переключению работы мышц, завершаем работой над ударением, что представляет собой отработку долготы гласных звуков. В данном разделе можно применить следующие виды работы:

1. правильный вдох и выдох в статическом положение (лежа, стоя. -'сидя);

2. дидактические игры на развитие физиологического дыхания;

3. динамические дыхательные упражнения с движениями рук, ног под музыку и без речи;

4. игры на развитие речевого дыхания;

5. речевые упражнения с постепенным увеличением фразы (гласные звуки, блоки гласных звуков, гласные-согласные звуки, цепочки слогов с одним согласным, с разными согласными.);

6. регуляция ритма общих движений с ритмом музыки, спокойная ходьба под

бубен.

Для привлечения внимания детей можно использовать произношение гласных синхронно с движениями руки: работа со спирографом, обводка орнаментов из непрерывных линий, штриховки, обводки и раскрашивание трафаретов.

Работа над словарным запасом представляет собой работу, которая ведет к развитию вторичных семантических полей. Детям предлагается закрыть глаза и послушать, что произносит логопед. Затем задаем вопрос, что это значит?

Например: что такое сад? (сад - это огороженный участок земли, на котором растут цветы, фруктовые деревья и кусты). Словарь начинаем давать со слов смыслового значения (сад, пар, шар, далее старославянские корни (корова, деревья, завершаем этимологическим словарем, т. е. словами иностранного происхождения (пан - паника, карандаш - кара и даш).

В практической части происходит отработка всех тем. Каждую тему отрабатываем семь раз. В этой части занятия мы берем и разные речевые игры, которые направлены на развитие связной речи и формирование навыков культурного общения.

Основные темы первоначального этапа обучения:

1. Шесть гласных звуков и их графемные обозначения.

2. Согласные звуки и их графемные обозначения.

3. Сопоставление гласных и согласных звуков.

4. Деление слов на части удобные для звукового разбора.

5. Слогслияния - единица фонематического разбора.

6. Звонкие и глухие согласные и их условное обозначение.

7. Мягкие и твердые согласные и их условное обозначение.

8. Определение смысла слова по долготе гласного звука.

9. Предмет и слово его называющие (сравнение и различение реальных предметов

и слов их называющих).

10. Безударные гласные.

По методике Аристовой вся практическая часть материала представлена в виде алгоритмов и фонетических правил, мы остановимся лишь на тех из них, которые были использованы нами в работе.

В третьей части тематического планирования очень важно сформировать у детей умение анализировать звуки на основе собственных ощущений. Это умение является первоначальным этапом фонематического анализа. В школе очень часто не уделяют должного внимания для его формирования и делают опору на механическое заучивание признаков звуков. Даже дети с нарушением интеллекта в состояние усвоить этот навык, если формировать его с опорой на сохранные сенсорные системы.

Успешность в обучении письму во многом определяется соблюдением организационных и гигиенических условий: правильного подбора и расстановки мебели, соответствия парты росту ученика, должного уровня освещенности классной комнаты и рабочего места ученика. Прежде всего, необходимо следить за правильной посадкой ученика за партой. На специальных плакатах видно, что ученик должен сидеть прямо, с небольшим наклоном вправо, грудь не должна касаться стола, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей ступней на пол или подставку для ног. Руки должны лежать так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились от туловища на расстоянии около 10 сантиметров. Плакат “Учись сидеть правильно” должен быть в классе на видном месте и учитель обязан постоянно обращаться к нему, корректируя посадку учеников. Для формирования правильной позы необходимо научить учеников готовить рабочее место, правильно размещать на парте тетрадь и другие принадлежности.

Продолжительность непрерывного письма не должна превышать в 1 классе 5 минут. После письма детям предлагается посмотреть вдаль, сменить вид деятельности. На уроке проводится обычно 2-3 физминутки для отдыха детей. Физминутки могут проводиться стоя, сидя, в движении, с речёвкой, под музыку и т. д. Упражнения подбираются с учетом максимального воздействия на группы мышц шеи, груди, рук. Снять усталость и напряжение детей во время письма помогут игры и игровые ситуации, занимательные упражнения (Лечебница Айболита, школа Мальвины, и др.) В начале урока дети выполняют специальные подготовительные упражнения для разогрева мелких мышц, пальцев, кисти, предплечья руки. В. Г. Горецкий и Н. А. Федосова предлагают следующие упражнения для развития мелкой мускулатуры рук: застёгивание и растёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, плетение ниток, игра с набором воды при помощи пипетки, сгибание и разгибание пальцев, имитация игры на пианино, соление пищи, вращение волчка, показать, как барабанит по крыше дождь, и др. После такой зарядки дети приступают к письму.

Современная методика обучения письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развитая ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. Навыки рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Однако, при этом не всегда учитываются возрастные особенности и возможности ребенка. Следующим недостатком современной методики обучения письму является опора на копировальный метод обучения как основной. Действительно, детей обучают обводить но уже написанному – это процесс чисто механический, таких упражнений очень много в традиционных прописях. Не всегда учитывается и мотивация детей, психологические особенности личности ребенка-первоклассника.

Методисты Безруких М. М. и Хохлова Т. Е. считают, что учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов.

Для работы по этой методике подходят тетради В. Мазиной, которые имеют дополнительную разлиновку. С дошколятами удобно начинать работать в тетрадях 8 мм, а в школьном возрасте продолжать работать в тетрадях 4 мм (по ГОСТу).

Все обучение каллиграфическому письму условно разделено на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Дети могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями.

Первоначально педагог всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.

Второй этап – развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа – соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600700 и 350300 мм., затем буквы наклеиваются на карточки 180140 мм. Или в альбом. Ширина буквы – 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В своей книге “Радость познания” Е. Н. Потапова делает такой вывод: “Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже “пишет” её”.

Третий этап – письмо букв с помощью специальных трафаретов.

Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов.

Публикации по теме:

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Выступление по кружковой работе «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» (Слайд 1) «Применение Су – Джок.

Конспект НОД по профилактике и коррекции нарушений поведения детей 4–5 лет «Солнечные лучики» Цель:создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности. Задачи:создать условия для развития: -положительного эмоционального.

Деловая игра для воспитателей по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский.

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаИспользование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Консультация «Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи» Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании Работа по.

Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР Цель: Знакомство со звуком «К». Задачи: Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики. Формирование.

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» В последнее время возрос.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Как пользоваться?.

Профилактика дисграфии (нарушений письменной речи) в старшем дошкольном возрасте Дисграфия (нарушения письменной речи) «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет
Опубликовано: 28 июля 2019 в 00:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тарская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД