Алла Ходунова
Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
г. Унеча Брянская область
Сценарий мастер-класса для воспитателей
«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».
Цель:передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования наглядного моделирования.
Воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»
Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Ходунова Алла Николаевна.
2019 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
«Прекрасна речь, когда она как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
Тема моего мастер-класса : «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».
Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, я считаю, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.
Я уверена, что вы, коллеги, уже знакомы с этим методом. Метод не нов в работе со старшими дошкольниками, но я решила использовать его в работе с детьми младшего дошкольного возраста,т. е. с детьми 3-4 лет.
Целью своей педагогической деятельности определила «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».
В соответствии с целью поставила следующие задачи:
1. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
2. Формировать умение пересказывать текст с помощью моделей.
3. Развивать умениясопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев.
Структура работы со сказкой:
1. Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.
2. Беседа по содержанию произведения, характеристика сказочных персонажей, их действий, поступков.
3. Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).
4. Пересказ сказки, опираясь на модель.
Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких сказок : «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. п. При освоении действия замещения элементами моделирования сказки первоначально выступают изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Можно использовать кружки одного цвета, но разного размера; одного размера, но разного цвета; разного цвета и разного размера; можно вместо кружков использовать полоски разной длины. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение.
Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», и постепенно выставляю символы – заместители героев сказки. Добиваюсь, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.
Затемпобуждаю детей отвечать на вопросы, характеризующие сказочных персонажей. После этого стараемся пересказывать сказку по цепочке. И как конечный результат - каждый ребенок пересказывает сказку от начала и до конца.
Сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Поэтому, пробуем с детьми нарисовать модели к сказке сами : раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Когда рисуем, то проговариваю и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). После этого дети забирают модели домой и пересказывают прочитанную сказку спомощью родителей.
Сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми.
При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый, давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». Колечки изготавливаются по количеству детей.
Последовательность работы с «Волшебными колечками» :
1. Выбор сказки для пересказывания.
2. Выразительное чтение.
3. Деление сказки на части.
4. Чтение отрывка сказки сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5. Повтор и рассказывание сказки ребенком с помощью «колечек».
Я вам предлагаю рассказать сказку «Заюшкана избушка».
Работа с педагогами.
Еще один прием «Волшебное превращение». У вас на столах лежат листы бумаги. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).
Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Мы будем дорисовывать наших героев и рассказывать сказку. Как начинается сказка? Правильно. Давайте дорисуем лису и зайчика. Для зайчика какой круг выберем, как вы думаете (белый). Какие у него ушки? (длинные, рисуем. Оранжевый круг для кого? (лисы). Почему? (лиса рыжая).Что мы ей нарисуем? (пушистый хвост). Молодцы. Что же было дальше? Какой цвет соответствует следующему герою - собаке? (серый). И нарисуем мы ей хвост колечком. Что было дальше? Правильно. Медведя, обозначим кружком какого цвета, почему? (ответы) Уши у медведя какие? (круглые). Кто ещё пришёл на помощь зайчику? (ответы). Что можно нарисовать петушку? (гребешок, разноцветный хвост). Молодцы. Заканчиваем сказку.
Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).
Следующим прием, с которым я вас хочу познакомить – это построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий).
С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.
Для составления сказок с детьми 4 лет и старше, использую книги с картинками.
Алгоритм составления сказки
1. Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка
2. Задает детям вопросы:
Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:
• Жил-был (кто)
• С кем он дружил?
• Пришел злой кто?
• Кто помог друзьям спастись?
3. Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. Зарисовывают модели.
4. Придумывают название получившейся сказки.
5. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
6. Организуется продуктивная деятельность.
Задав первый вопрос «Жил-был (кто, воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любуюкартинку. Допустим, он выбрал картинку «лиса». Педагог говорит: «Жила-былалиса! Значит, история будет про лису,которая попала в беду».
Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги.
Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:
-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;
-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);
-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.
Цепочка вопросов для детей 5-7 лет, конечно же, расширяется:
• Жил-был -кто?
• Какой он был?
• Что умел делать?
• Пошел гулять (путешествовать) куда?
• Искать (что? кого)
• Встретил злого - кого?
• Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)
• У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?
• Как он мог помочь главному герою.
• Что стало со злым героем?
• Где наши друзья стали жить?
• Что они стали делать.
Таким образом, использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью в старшем дошкольном возрасте, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Спасибо за внимание, думаю, что мой опыт работы пригодится и вам в профессиональной деятельности.