Екатерина Лапкус
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством пиктограмм по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста посредством сказок.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности сказок для развития речи дошкольников.
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи дошкольников посредством пиктограмм по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Лебедь. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения ФГОС педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где особое значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе. Одним из направлений в развитии дошкольников является речевое развитие.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для активизации речевого развития детей используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Одним из методов речевой игры является наглядное моделирование, к которому относится пиктограмма.
Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Так Воробъёва В. К. – сенсорно графическими схемами, Ткаченко ТА – предметно схематическими моделям, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Пиктограмма (от латинского pictus – рисованный и греческого gramma – запись) – это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких либо слов и выражений.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, зарисовывается вся сказка. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком.
Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».
Пиктограммы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, пересказа сказок.
План использования пиктограмм в работе с текстом:
1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения.
2. Затем к каждому из выделенных слов или выражений нарисовать картинки, которая сможет впоследствии напомнить именно это слово (эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово, картинка не должна быть не слишком схематичной, не слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить слово или выражение, к которому она была нарисована
3. Дальше, в зависимости от времени на запоминание, а также способностей к визуализации, возможны разные варианты работы с текстом:
- сначала попробовать, глядя на рисунки, воспроизвести текст, как можно подробней. Затем, попробовать воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно, т. е. не глядя на них;
- если необходимо помнить текст долго, то целесообразно возвращаться время от времени к своим пиктограммам и пытаться воспроизвести его по ним.
Такое повторение намного рациональнее, чем обыкновенное запоминание, использование методик пиктограмм, очень эффективно.
Ход занятия
Ведущий: Теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть.
Итак, начнем мы с вами с того, что представим себя дошколятами, которые отправляются в сказку. И сегодня проводником в мир сказок будет волшебное яблоко.
Надо дольку яблока взять (на столе лежат дольки яблока)
И в круг волшебный встать. (Участники встают в круг)
Вначале мы с вами познакомимся, передавая яблоко по кругу - называя свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени. Например: Я Катя - красивая. (Участники выполняют задание по кругу).
Здорово получилось. Ну а теперь предлагаю вам немного размяться и пробежаться.
На столе разложены пиктограммы сказки "Гуси - лебеди". Как только включится музыка вам надо добежать до стола, взять одну пиктограмму и построиться по порядку так, чтобы получилась сказка. (Участники выполняют задание)
Все верно, теперь можно уже и сказку рассказывать.
Ведущий предлагает участникам вытянуть полоску бумаги, которые он держит у себя в руках.
Ведущий: Тот кому попалась полоска с буквой "З", прошу рассаживаться в кресла - вы будете рассказывать сказку по пиктограммам, говоря по одному предложению и передавая яблоко следующему рассказчику; а те кому попалась полоска с буквой "Г", прошу пройти за кулисы - вы будете показывать пиктограммы, изображая их.
И так сказка начинается.
На сцену выходят герои из первой пиктограммы, затем из второй пиктограммы и т. д. А зрители рассказывают по "живым пиктограммам" сказку.
Ведущий: Мне очень понравилась рассказанная вами сказка, большое спасибо героям, которые показывали её. И чтобы закрепить в памяти сказку я предлагаю вам раскрасить на память волшебное яблоко. Яблоко сделано из гипса в виде рамки, в которую вы потом можете вставить любую фотографию. И любуясь дома на нее вы будете вспоминать о сказке "Гуси - лебеди"
Участники рассаживаются за столы, на которых лежат краски, кисточки, салфетки и гипсовые заготовки в виде яблока.
Рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги если вам ничего не пригодиться из предложенного материала покажите красную карточку, если вы почерпнули много нового и интересного то зеленую, если вы будете частично использовать данный опыт в своей деятельности покажите синюю карточку.