Наталья Басина
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.
Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Ожидаемый результат:
У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.
Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.
Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.
Методы и приё мы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.
Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация:
Раздаточные материалы:
пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.
План проведения мастер-класса.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.
II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе педагога ДОО.
III этап. Практический
Задание 1 - Игра «Карусель»
Задание 2 - Игра «Магазин»
Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!».
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход работы.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Меня зовут, Наталья Сергеевна. Я работаю в детском саду № 4, поселка Новокумского.
- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.
- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.
- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.
Если педагог - это сказочный герой, то какой ….
Если педагог - это цветок, то какой ….
Если педагог - это планета, то какая ….
Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….
Если педагог - это настроение, то какое…. .
- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.
- Прошу вас пройти на места!
- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.
- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.
II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.
- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений
- бедность речи
- несформированность грамматического строя
- нарушение звукопроизношений
- бедная диалогическая речь
- трудности в построении монологов
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
- отсутствие навыков культуры речи
- плохая дикция
- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.
- Что такое дидактическая игра?
- Коллеги все правы.
Далее ответы на слайде.
- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;
2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);
3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.
- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитаниками.
III этап. Практический.
Виды деятельности Слова и действия мастера Инструкции
Смысл упражнения Организация рабочего пространства
1. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии - А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».
- Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.
- Т. И. выберите любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.
- Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него. Например: у меня признак лимона - температура. Я задаю вопрос: «Лимон какой ты по цвету?», и отвечаю: «Желтый».
- А теперь начнем играть:
1, 2, 3 - беги!
1, 2, 3, - замри!
- У меня признак (температура).
Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)
Микроитог.
С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.
Д/и «Карусель»,
предметы: Объекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.
Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.
2. Игра «Магазин»
- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.
- Давайте отправимся в магазин за покупками.
- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.
Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.
- Приятных вам покупок.
Микроитог.
- Вам понравилась эта игра?
- Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?
- Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.
Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.
Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.
Деньги (купюры с детскими картинками).
3. Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!
- Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.
- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.
- через горы и леса в край родной летит … птица.
- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.
- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.
- Звонко цокают подковы на копытах у …коня.
- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.
- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.
- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.
- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.
Микроитог.
- С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.
Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу. У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер - класса.
- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.
- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.
Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.