Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Наталья Басина
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников через дидактическую игру“» размещена в разделах

- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Ожидаемый результат:

У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.

Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.

Методы и приё мы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.

Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация:

Раздаточные материалы:

пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе педагога ДОО.

III этап. Практический

Задание 1 - Игра «Карусель»

Задание 2 - Игра «Магазин»

Задание 3 - Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!».

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход работы.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Меня зовут, Наталья Сергеевна. Я работаю в детском саду № 4, поселка Новокумского.

- Для проведения мастер-класса мне нужны помощники - 4(5) человек.

- Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.

- Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог - это сказочный герой, то какой ….

Если педагог - это цветок, то какой ….

Если педагог - это планета, то какая ….

Если педагог - это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог - это настроение, то какое…. .

- Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

- Прошу вас пройти на места!

- Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

- Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

- Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.

- На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая из простых предложений

- бедность речи

- несформированность грамматического строя

- нарушение звукопроизношений

- бедная диалогическая речь

- трудности в построении монологов

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

- отсутствие навыков культуры речи

- плохая дикция

- Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

- Что такое дидактическая игра?

- Коллеги все правы.

Далее ответы на слайде.

- Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитаниками.

III этап. Практический.

Виды деятельности Слова и действия мастера Инструкции

Смысл упражнения Организация рабочего пространства

1. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии - А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».

- Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.

- Т. И. выберите любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.

- Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него. Например: у меня признак лимона - температура. Я задаю вопрос: «Лимон какой ты по цвету?», и отвечаю: «Желтый».

- А теперь начнем играть:

1, 2, 3 - беги!

1, 2, 3, - замри!

- У меня признак (температура).

Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)

Микроитог.

С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.

Д/и «Карусель»,

предметы: Объекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.

Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.

2. Игра «Магазин»

- А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.

- Давайте отправимся в магазин за покупками.

- Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога - игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

- Приятных вам покупок.

Микроитог.

- Вам понравилась эта игра?

- Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?

- Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.

Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.

Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.

Деньги (купюры с детскими картинками).

3. Словесная игра «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!

- Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.

- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

- через горы и леса в край родной летит … птица.

- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

- Звонко цокают подковы на копытах у …коня.

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

Микроитог.

- С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, - веселее.

Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу. У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер - класса.

- Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.

- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

- Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.

Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру» Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через игру» План по самообразованию воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Зольниковой О. М. 2018-2019 уч. Г.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое.

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. К. Д. Ушинский Хорошая речь – важнейшее условие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 22:15
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Басина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД