Ирина Трушина
Мастер-класс «Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством игр с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством игр с песком»
Слайд 2. Ход мастер — класса :
Из камней он появился,
Зернами на свет явился,
Желтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской, то речной,
Отгадайте что это?
Темочки:
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 3. Уважаемые члены жюри и коллеги! Здравствуйте! Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю мысленно перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко, лепили куличики, весело приговаривали: «Я куличики люблю, из песка я их слеплю».
Слайд 4. Цель и задачи.
Цель: формирование представлений у педагогов как игры с песком влияют на познавательное развитие дошкольников.
Задачи:
Обогащать педагогические знания и умения педагогов в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
Развивать интерес к играм с песком, использовать в практической деятельности.
Создать позитивный настрой на работу, доверительную и деловую атмосферу.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности. Именно поэтому она может быть использована воспитателями в развивающих и обучающих занятиях. В играх с песком активизируются мыслительные и эмоциональные резервы. Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
Слайд 5. В процессе занятия с песком ребенок развивается во всех образовательных областях (познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие).
Играя с песком, дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Слайд 6. Специалисты выделяют три вида игр с песком :
1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры. Они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.
2. Психотерапевтические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии.
3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.
Сегодня мы остановимся на познавательных и обучающих играх.
Слайд 7 Приглашаю 4 участника.
Приветствие: Предлагаю вам встать в круг друг за другом.
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого я использую игрушку-посредника. Это может быть Песочная фея, Песочные человечки. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Правила от песочной феи.
Слайд 8
Игра «Давайте познакомимся»
Я напоминаю детям, что у песочной феи есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Коллеги дотроньтесь каждым пальчиком до песка, сожмите его в кулачках, высыпьте, пересыпьте с одной ладошки на другую, сделайте отпечатки рук, порисуйте на песке. Во время занятия я напоминаю детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Коллеги, я хочу поиграть с вами в дидактическую игру, которую использую на занятиях с детьми.
Слайд 9 Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй ответ»
Я вам предлагаю прочитать загадку и найти карточку с отгадкой. Нарисовать, ответ на песке, вы можете руками или использовать кисточку.
Участники отгадывают загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ: Дерево.
Всё хохочет ручеёк
И не нахохочется. Он по … течёт,
А … щекочутся!
Ответ: берег с камнями.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится…
Ответ: (Река)
Не паровоз, не пароход
А из трубы дым идет
Из бруса деревянный.
Уютный, теплый, славный
Ответ:(Дом)
При рисовании на песке у детей идет развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Назовите свои ответы. Запомните их. Они будут нужны для следующей игры
Игра «Придумай сказку»
Приглашаю вас, коллеги, подойти к песочнице и придумать общую сказку или историю, с использованием тех отгадок, которые вы изобразили ранее на песке. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки.
Слайд 10 (пока составляют сказку)
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Во время составления сказок, историй у детей происходит развитие творческого воображения, фантазии, мышления. При рассказывании придуманных сказок или историй, у детей происходит развитие активной речевой деятельности, словаря и навыков позитивной коммуникации.
Коллеги, озвучьте свою сказку или историю. Спасибо, молодцы.
Я вас приглашаю к знакомству с играми с кинетическим песком.
Возьмите его в руки, почувствуйте его необычные свойства и разровняйте.
Слайд 11 Кинетический песок.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений.
Упражнение на развитие пространственных представлений
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда и рисования. Поэтому, сейчас предлагаю вам графический диктант, но вместо карандаша и листа бумаги, мы будем использовать песок и развивающее математическое пособие «Палочки Кюизенера». Отметьте начало пути – от камешка, поставьте его посередине вверху и далее следуем инструкции :
одна палочка - влево,
одна палочка - вниз.
одна палочка - вправо,
одна палочка - вниз,
одна палочка – влево. Что получилось? Цифра 5!
А сейчас, я вам предлагаю убрать палочки и слепить любую цифру, какая вам нравится.
Легче всего выучить ребёнку цифры, буквы и особенно то, как они выглядят внешне, когда он сделает их своими руками не один раз. Создание фигур из песка не потребует много времени, поэтому повторять игру можно многократно.
С помощью кинетического песка можно составлять примеры и решать задачи. Вот такое игровое упражнение «Разноцветная мозаика» является отличным помощником в составлении простейших примеров и решении задач на сложение и вычитание. Я расскажу вам задачу, цифры вы замените камешками, а знак сложения или вычитания, ответ вы допишите палочками.
1. Один подснежник пробился весной,
Радостно солнцу кивнул головой.
Следом за ним ещё шесть расцвели,
Букетом, встречая весенние дни. Сколько всего цветов? 1+6=7
Я предложила в качестве примера самые простые задачи, решение которых поможет детям понять смысл арифметических действий - сложения и вычитания.
Слайд 12 Рисование песком.
Существует много способов рисования цветным песком. Коллеги, я хочу познакомить вас с 2 способами, которые я использую на занятиях с детьми.
Первый способ-раскрашивание цветным песком.
Перед вами раскраски. Поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка.
Вам, коллеги предлагаю второй способ, в котором можно изготавливать картины и оформлять поделки с использованием двустороннего скотча и цветного песка. Перед вами замок и корабль. Продумайте, какими цветами вы его оформите, поочередно снимайте защитную пленку скотча и оформляйте рисунок.
Создание картин из цветного песка занятие достаточно сложное, но дети с удовольствием принимают участие.
Такие занятия не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, усидчивость, внимательность, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.
Всё, Ваша картина готова!
Слайд 13 Уважаемые коллеги, прошу вас подойти ко мне. Есть притча, которая называется «Сосуд жизни», в которой старец рассказывает своим ученикам, что наша душа тоже подобна сосуду. Ее наполняют наши мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события. Оставляют в ней след наши поступки и действия. Сегодня во время игр с песком, вы получили знания и эмоции, сейчас я прошу вас по очереди заполнить сосуд цветным песком и проговорить ваши мнения о моем мастер – классе.
Слайд 14 Желаю Вам, чтоб дети в вашей группе,
Светились от улыбок и любви.
Здоровья Вам и творческих успехов,
В век инноваций, новизны!
Слайд 15 Спасибо за внимание!