Лариса Петрова
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.
Задачи:
1. пробудить интерес к певческой деятельности;
2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;
3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.
Форма проведения: практикум
Публикация «Мастер-класс „Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Участники мастер – класса : педагоги ДОУ.
План проведения мастер – класса :
1. Вступительная часть мастер – класса;
2. Практическая часть мастер – класса;
3. Заключительная часть мастер – класса;
Вступительная часть мастер – класса.
Мастер : Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.
Мастер : Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Мастер : Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Мастер : Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.
Мастер : Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.
Мастер : В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.
Мастер : Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Практическая часть мастер – класса.
Мастер : Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки. Мастер : Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот. Мастер : Запомните следующие правила: - сидеть (стоять) ровно, не сутулиться; - корпус и шею не напрягать; - голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; - дыхание брать свободно (не брать в середине слова); - петь естественным голосом, избегая резкого звучания; - рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; - нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Мастер : Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка». Выполняется упражнение «Берёзка». Мастер : Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и
головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения. Мастер : И так что же включают в себя «вокальные навыки»? Мастер выслушивает варианты ответов участников мастер – класса. Мастер : Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем. Начнём мы с дыхания.
Мастер : Дыхание - бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во - первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой - она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.
Мастер : И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.
Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».
Мастер : Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».
Мастер : Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу. Мастер : Теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку. Выполняется распевание «А, о, у, э, и, ы». Мастер : Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв. Выполняется «Распевание». Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков: «Бра-брэ-бри-бро-бру, Мра-мрэ-мри-мро-мру,
Пля-пле-пли-плё-плю, Тля-тле-тли-илё-тлю.» Мастер : Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования. Чистое интонирование - это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному. Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой. Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай не зевай! Всё за мной повторяй! Мастер : Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся карточки. Выполняется упражнение «Музыкальные узоры».
Мастер : Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.
На слайде представлен видеоряд «Андрей-воробей». Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку.
Попевка:
Андрей-воробей не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек
Не клюй песок, не тупи носок
Пригодится носок клевать колосок.
Мастер : Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.
Мастер : Сегодня мы разучим песню, которая называется «Скоро нас на урок позовет школьный звонок». Петь мы её будем в дуэте с детьми.
Педагоги начинают петь 1 куплет и припев, дети поют 2 куплет и припев.
Выполняется работа над песней «Скоро нас на урок позовет школьный звонок».
После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.
Мастер : Ансамбль - стройное целое, ещё говорят «поют как один». В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.
Заключительная часть мастер – класса.
Мастер : И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.
Мастер : Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!
Мастер : Всем спасибо за внимание!