Наталья Андрющенко
Мастер-класс «Развитие музыкального ритма посредствам музыкальных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Развитие музыкального ритма посредствам музыкальных игр».
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют неподдельный интерес к музыкальному искусству и с легкостью могут быть вовлечены в музыкальную деятельность, которая учит воспринимать содержание музыки, развивать к ней интерес, пробуждать потребности постоянно общаться с музыкой и активно выражать себя. При непосредственном участии в музыкальной деятельности у детей развиваются разного вида музыкальные способности, одними из которых являются музыкально-ритмические способности. Исследователи отмечают, что ритм является первоначальным музыкальным представлением ребенка, которое он способен воспроизводить
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкального ритма посредствам музыкальных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2021
Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем. Просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Звучащие жесты - это первые инструменты человека. Инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких - либо музыкальных инструментов. Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента, помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки.
Игры на развитие музыкального слуха учат детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, способствуют умению соотносить свои действия с музыкой, т. е. развивают способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивают музыкально – ритмическое восприятие.
Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.
Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Актуальность данного мастер-класса состоит в том, чтобы использовать самоценность дошкольного периода в жизни ребенка для развития музыкальных и творческих способностей, а именно развития музыкального ритма с помощью различных видов музыкальных игр.
Предлагаю вашему вниманию некоторые музыкальные игры, способствующие развитию ритмических способностей.
«Передай ритм».
Цель: развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.
Задание: при помощи звучащих жестов тактильно передавать друг другу ритмический рисунок.
Встать друг за другом по кругу, в полукруге, положить руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему, слегка простукивая ритмический рисунок по спине. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши. (Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости). Так же можно поменять направление, повернувшись на 180 градусов.
«Полька».
Цель: развитие чувства ритма, внимания.
Упражнение с мешочками.
Задание:
А) Дети садятся в круг, берут мешочки и под музыку вступления хлопают. На первую часть музыки передают мешочки друг другу.
Б) выполняют хлопки по своим коленям и соседа.
А) Снова передают мешочки по кругу.
Б) Руки к плечам, вверх, к плечам, вперед.
А) Снова передаем мешочки.
Б) Ладушки в одну и другую стороны.
«Учитесь танцевать»
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Задание: Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
«Большие и маленькие, быстрые и медленные»
Цель: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Задание: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
«Добрый жук».
Цель: вырабатывать быстроту реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивать координацию движений.
Задание: звучит полька «Добрый жук». Дети на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой.
«Чет-нечет».
Цель: развивать внутренний слух у детей.
Исполняем фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского.
Задание: пение четной строки, а нечетной можно заменить хлопками.
В траве сидел кузнечик- вслух,
В траве сидел кузнечик- хлопки,
Совсем как огуречик- вслух,
Зелененький он был- хлопки,
Представьте себе, представьте себе- вслух,
Совсем как огуречик- хлопки,
Представьте себе, представьте себе -вслух
Зелененький он был- хлопки.
«Здравствуйте, ладошки».
Цель: развитие певческих навыков, чувства ритма.
Задание: в соответствии текста и в такт музыке выполнять движения.
(Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения).
Воспитатель: Так же здороваясь в игровой форме, имена детей можно озвучить звучащими жестами:
Та - ня - два хлопка в ладоши (долгие)
Та-неч-ка – три удара по коленям (короткие)