Мадина
Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей
дошкольного возраста.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Вместе весело играем, чувство ритма развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Оборудование: - грецкие орехи, ритмо-палочки, пиктограммы с изображением эмоций.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть.
Китайская поговорка гласит:
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Речевые игры и упражнения проводятся в специально организованной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.
Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто относит себя к людям с хорошо развитым чувством ритма? Давайте проверим, так ли это?
Проводится игра с залом «Поймай сигнал»
Прохлопываю ритмический рисунок, воспитатели в зале подхватывают его, стараясь подстроится к общему ритмическому движению.
Делаю вывод, что если все справились с заданием, то они правильно себя позиционируют, как люди с развитым чувством ритма.
Так же ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения.
Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что одной из причин задержки речевого развития является нарушение ритмического восприятия.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2. Практическая часть.
Провожу ритмическую игру «НОЖКИ» И. Галянт
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмично шагаем по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмично бежим на месте
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - два раза стучим по полу одной ногой, потом другой ногой
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - по очереди выставляем сперва одну ногу на пяточку, потом другую.
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - четыре прыжка
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - ритмичное поглаживание ног руками
И опять всё начинали! - ритмичные хлопаем в ладоши четыре раза.
Муз. рук. : Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово!
А теперь вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.
Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова
Речевая игра со звучащими жестами «Волшебные булки»
Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (– восьмые)
Раз, два, всем привет! (стоя в кругу на месте 2 хлопка- четвертные, развести руки в стороны – четверть)
Побежали,Прибежали все в буфет. (восьмые)
А теперь назад идём, (четвертные)
Булки все жуём. (2 четвертные на слово "булки", протираем ладонь об ладонь, на слово "все жуем" - 3 притопа восьмыми)
С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т. д. (после каждого слова 2 хлопка и развести руки в сторону)
Предложить педагогам придумать жесты и движения к тексту.
Муз. рук: Игры с палочками – развивают внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
"Скачите, палочки"
Вы скачите, палочки Как солнечные зайчики– стучать палочками по полу по очереди
Прыг- прыг Скок- скок- стучать палочкой об палочку
Прискакали на лужок – стучать палочкой о палочку восьмыми длительностями
Правой ножкой топ-топ – правой палочкой стучать по полу четвертными
Левой ножкой топ-топ – левой палочкой стучать по полу на каждую четверть
На головку сели – поставить «рожки» на головку и пошевелить ими
Песенку запели - стучать палочкой четвертными
Муз. Рук: А теперь давайте немного порыбачим!
Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка».
Рыбка, рыбка - (2 раза стучим перед собой палочками)
Вот (Передаем соседу справа)
Червяк (Берем другую палочку, переданную соседом слева)
Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой палочками)
Чуточ- (Передаем соседу справа)
ку (Берем другую палочку, переданную соседом слева)
Не проси (2 раза стучим перед собой палочками)
Меня (Передаем соседу справа)
Рыбак (Берем другую палочку, переданную соседом слева)
Попадусь (2 раза стучим перед собой палочками)
На удоч- (Передаем соседу справа)
ку (Берем другую палочку, переданную соседом слева)
• Повторить все движения в левую сторону.
• Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова "Этот удивительный ритм")
Ритмическая игра с орехами «Взял- отдал»
Воспитатели сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед собой на ковре. Под музыку (Gollandiya___Tumba-he _) передают орехи друг другу, перекладывая его с одной руки в другую.
1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4
(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)
В проигрыше берут 2-ой орех
2 ФРАЗА: отстукивают ритм III - III - I I I - I I I
Проговаривают слова: раз, два, три, раз, два, три.
В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой
3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!
Провожу игровой массаж.
Предлагаю воспитателям встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
Игровой массаж "Капуста"
Мы капусту рубим, рубим. (Стучим по спине рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём. (Трём спину кулачками).
Мы капусту солим, солим. ("Бегаем" пальчиками по спине).
Мы капусту жмём, жмём. ("Жмём").
Сок капустный пьём, пьём. (Гладим спину).
Коммуникативный танец «Вперёд 4 шага»
Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.
Песня «Разминка» Е. Макшанцевой.
Способствует организации внимания детей, развивает мелкую моторику и чувство ритма.
Описание движений:
сидят на стульчиках.
1куплет: - Хлопают в ладоши.
2 куплет: - Вращают кистями рук — «фонарики».
3 куплет: -Энергично стучат кулачком одной руки по кулачку другой.
4 куплет: -Попеременно стучат кулачками по коленям.
5 куплет: -Имитируют игру на дудочке, перебирая пальчиками.
6 куплет: Нараспев негромко произносят слова, ладонями попеременно касаются колен. На слова «И быстренько, и быстренько» весело хлопают попеременно ладонями по коленям и притоптывают ногами. В конце упражнения музыка замедляется и все дружно говорят: «Приехали!»
Рефлексия
Муз. рук: Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточек выбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия в мир ритма.
Спасибо Вам, за то, что вы посетили мой мастер класс, ведь всем известно, что наша память сохраняет:
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
Благодарю вас за внимание!