Ирина Веселова
Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством социо — игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством социо - игровой технологии».
Цель: мастер-класса : познакомить педагогов с социо-игровой технологией.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
Публикация «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством социо — игровой технологии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через социо-игровую технологию.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии. Форма проведения мастер-класса : - с педагогами; - сообщение с элементами презентации, практическая работа.
Ход мастер-класса
I.Вводное слово воспитателя.
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Активными все будете? (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер- класс «Социо – игровая технология как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи». В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Мы с вами живем в мире, где телефон, телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Современные дети любят играть, но играют в телефонах, гаджетах. И почти не умеют играть в коллективные игры, взаимодействовать, общаться. Способствуют формированию коммуникативных навыков развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая. Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна. Социо-игровой стиль – это организация образовательной деятельности как игры между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»). Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем. Три кита социо-игрового стиля обучения :
- двигательная активность воспитанников;
- смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;
- работа детей малыми группами.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно. Положительные стороны социо-игрового стиля.
• Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
• Педагог является равноправным партнером;
• Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
• Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
• Дети самостоятельны и инициативны;
• Дети сами устанавливают правила игры;
• Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
• Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);
• Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами; • Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
• Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры :
1. Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социоигровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
2. Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
3. Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
4. Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.
5. Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами. Классификация социо-игровых заданий-упражнений :
- игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др. ;
-игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
-игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др. ;
-упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др. ;
-«Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др. Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.
Для этого я приглашаю 12 участников.
1. Начнем с игр – заданий для «рабочего настроя». Предлагаю выбрать часть разрезных картинок и принять участие в составлении «своей» картинки. У нас образовалось 3 команды. Придумайте название своей команде.
2. Игра «Волшебная палочка» - может иметь много вариантов. «Волшебная палочка» будет ходить от одной команды к другой. Передающая команда, посовещавшись, должна назвать сказку, а принимающая команда – героя этой сказки. Комментарии : Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил, развитие речи, развитие внимания, умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.
3. Следующая игра для «рабочего настроя» называется «Встать по пальцам». Предлагаю рассчитаться на первый – второй. Приглашаю команды присесть на стульчики. Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!». Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя. Комментарии : В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.
4. Игры для «социо-игрового приобщения к делу. Пожалуйста, подойдите к столам, и выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.
5. Игра «Стулья». Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи». - Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста! - Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста! - Полукруг спиной к двери. Приготовились! Пожалуйста! Комментарии : Педагог может сигналом «Замри!» остановить детей. Все замирают. Благодаря «Замри!» дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Этот прием помогает детям ориентироваться на других. Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.
6. Игра «Эстафета» Садитесь в один круг. По моему сигналу по одному встаете и садитесь, друг за другом в едином ритме – так, чтобы когда сел предыдущий, встал следующий. Главное не подталкивать и не вмешиваться в работу другого. Усложнение: - встать по двое, через одного. - Встать одновременно по одному и через одного с каждого края (двойная эстафета). - Произнесение скороговорки: 1-й – у Сени, 2-й – и Сани, 3-й – в сетях, 4-й сом с усами.
7. Игра “Люблю – не люблю” Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаё т по часовой стрелке мяч и говорит: “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …” Комментарии : В упражнении тренируется самостоятельность во вступлении в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Трудность в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
8. Игровые разминки Игра «Тень” Играющие парами двигаются по комнате: один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия, слоги, слова партнёра. Игра «Эхо» (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором. Игра «Разведчики». Сейчас мы поиграем в разведчиков. Встали в один круг. Разведчики – это люди, которые умеют се делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, жестов, и кивков головы. Договаривайтесь только глазами. Начинаем играть. - «связаться с разведчиком!»; - поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку; - найти нового разведчика; - поменяться местами и пожать друг другу руку. Комментарии : В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.
9. Задания для творческого самоутверждения. “Времена года” играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке). Игра «Бытовые приборы. Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок. У нас образовалось три команды. Посыльные берут картинку (с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен). - Команды посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор. - Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения. Комментарии : Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
10. Игры «Вольные». Игра «Воробьи и вороны». Найдите пару по желанию. Договоритесь, кто в паре «воробей», кто «ворона». Все пары размещаются в хаотическом порядке. По команде «Во-ро-ны!», вороны догоняют воробья и наоборот. По команде «Замри!» - все замирают, кто, где был. Не успевшие застыть пары, или один из партнеров выводятся из игры. Если убегающий будет осален раньше команды «Замри!», он останавливается на месте. Комментарии : Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнером. Заключение: Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровых заданий и упражнений? Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…