Людмила Кондратьева
Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию дивергентного мышления в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с дивергентными играми и заданиями для детей дошкольного возраста.
2. Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
3. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал:
Оборудование:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие дивергентного мышления у дошкольников“» размещена в разделах
Сегодня я хочу с вами поговорить о мышлении человека : американский психолог Джой Гилфорд разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.
Прежде, чем мы приступим к раскрытию темы, я хочу провести с вами небольшой тест, с помощью которого можно определить вид вашего мышления. Представьте: Ночь. Дом. В доме во всех окнах погас свет. Ваши варианты, почему погас свет? (различные варианты ответов)
Коллеги, те, кто ответил на этот вопрос, воспользовавшись логикой – у вас конвергентное мышление! А теперь давайте предположим ответы, вплоть до бредовых, варианты почему погас свет? (можно предположить, что в этом доме живет приведение и каждый день в одно и тоже время именно оно гасит свет…. Ещё может быть свет потушили дети, которые готовят для родителей сюрприз, чтобы при их входе в дом, дети включили свет с криком: «Сюрприз!») Это уже варианты, присущие человеку с дивергентным видом мышления!
Так всё же что такое конвергентное и дивергентное мышление?
Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.
Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.
Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.
Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно.
Разрешите вашему вниманию продемонстрировать игры и задания на развитие дивергентного мышления.
Задание на развитие беглости
1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить.
(Придумать варианты поднятия).
Упражнение на гибкость мышления
2. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т. д.)
Игра на развитие оригинальности
3. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
Задание на детализацию
Игра «Дорисуй». Предложите ребенку на основе геометрической фигуры создать рисунок.
Упражнение для основной части занятия, направленные на развитие творческих способностей и дивергентного мышления :
4. «Кляксы». Раздать детям альбомные листы. На одной половине листа поставьте с детьми краской (одного или нескольких цветов) пятно. Сложите лист пополам, пока краски не высохли, и тут же разогните. Рассмотрите изображения, которые получились у детей. Попросите детей придумать, на что похожи получившиеся пятна;
Заключение.
Таким образом, при использовании игр и заданий в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, повышается уровень развития дивергентного мышления у детей. Т. е. у детей увеличивается познавательная активность, интерес, расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, фантазированию, Формируется умение творческих мыслей и действий.
Происходит увеличение объема внимания и памяти.
Когда у ребенка формируется дивергентное мышление, он может увидеть нечто необычное в обычных вещах.
Удачи и творчества вам!
Спасибо за внимание!