Любовь Аранжина
Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I».
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Публикация «Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта „Эпоха Петра I“» размещена в разделах
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, а также используя повседневную жизнь.
В рамках Всероссийского Петровского урока, посвящённого 350-летию Петра Великого, с использованием материалов мини-музея «Лента времени. История России», в нашей ОО был разработан проект «Эпоха Петра I».
Проект способствует формированию интереса к деятельности и личности Петра I, воспитания чувства уважения к прошлому своей Родины, чувства патриотизма. Во время подготовки к проекту мы обсуждали с педагогами, как представить эту сложную тему детям разного возраста и выработали следующие принципы:
-погружение в эпоху;
-учет возрастных особенностей;
-развитие субъектности всех участников проекта;
-деятельностный подход;
-интеграция образовательных областей.
В ходе реализации проекта дети полностью погрузились в эпоху, а это:
• знакомство с личностью Петра,
• строительство флота,
• игра в Потешные войска,
• ассамблея времен Петра,
• строительство Санкт-Петербурга,
Мы задались вопросом : Как Петр 1 строил город? Эта мысль не давала нам покоя! Мы думали: "А у нас получится? А из чего?" Мыслей было много! И мы поддерживали любую детскую инициативу! Пробовали из пластилина, но город получился маленьким. Пробовали из конструктора, но его каждый раз надо было разобрать!
И тогда мы решили создать свой собственный город! Сделать каждому - дом. А из домов - город! Петр 1 же смог! Мы тоже русские люди! А русские люди на многое способны, и мы уже многое можем! Так и родилась идея создать "Город в России" в рамках проекта «Эпоха Петра I». Она оказалась замечательной!
Картонные коробки превращаются в дома! А мы повторяем форму, ориентацию относительно себя, окон-дверей (слева-справа, пространственные величины (выше-ниже, -за, -над, -под, -между, и т. д)
Вот что у нас получилось! У каждого ребёнка СВОЙ дом в городе, по собственному проекту : у кого-то кафе, театр, больница, магазин!
Ну, и конечно же, самое увлекательное – собрать собственно город!
Справа – аптека, слева магазин. А цирк должен быть непременно рядом с детским садом! Сами построили город – сами и играем!
Ребятам очень понравились прятки в этом городе – мы прятали игрушку, и давали словесные указания где искать – «между аптекой и поликлиникой», «за школой», «справа от детского сада» и т. д
Время – одна из самых трудно воспринимаемых пространственных величин в дошкольном возрасте. Однако, в рамках проекта «Эпоха Петра I», мы окунулись в те времена, и с нашим логопедом поиграли в лексические игры и обогатили словарный запас устаревшими словами:
торговые ряды – рынок, трактир – гостиница с рестораном, фармация – аптека, печатня – типография.
Благодаря проекту «Город в России» дети в продуктивной деятельности закрепили пространственные представления
А также:
• каждый ребёнок проявил инициативу и творчество;
• у каждого был выбор;
• проявилась S-сть (субъектность) всех участников проекта;
• развивалась свободная игровая деятельность;
• формировалось умение работать в команде и договариваться.