Ирина Ивановская
Мастер-класс «Программа подготовки детей к обучению в школе с применением социо-игровой стилистики»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к мастер-классу «Программа подготовки детей к обучению в школе с применением социо-игровой стилистики».
Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с социо-игровой технологией, авторами которой являются В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, и использованием стилистики данной технологии в процессе подготовки детей к школе.
Публикация «Мастер-класс „Программа подготовки детей к обучению в школе с применением социо-игровой стилистики“» размещена в разделах
В ходе мастер-класса участники познакомятся с социо-игровой технологией, общими правилами данной технологии и структурой игрового занятия по подготовке детей к школе с использованием стилистики технологии.
Программа может быть использована педагогами-психологами, осуществляющими педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Цель мастер-класса :
Ознакомление участников с Программой подготовки детей к школе с применением социо-игровой стилистики.
Задачи:
1. Знакомство участников с социо-игровой технологией.
2. Знакомство со структурой игрового занятия.
3. Знакомство с методикой и процессом проведения игрового занятия.
4. Знакомство с новыми методическими разработками, используемыми на занятиях с детьми.
Инструменты:
1. Карточки на закономерность;
2. Предметные картинки для группировки;
3. Счетные палочки;
4. Бумажная салфетка на каждого участника.
Оборудование:
1. Проектор;
2. Экран;
3. Ноутбук для презентации.
Оформление:
1. Презентация по теме мастер-класса.
Структура мастер-класса :
1. Вступительная часть.
1.1 Объявление темы и цели мастер-класса.
1.2 Содержание мастер-класса в целом и его отдельных частей.
2. Теоретически-демонстрационная часть
2.1 Знакомство с авторами технологии.
2.2 Знакомство с правилами и принципами технологии.
2.3 Структура игрового занятия.
2.4 Результаты реализации программы.
3. Практическая часть
3.1 Проведение игрового занятия с участниками с пояснением отдельных элементов занятия.
4. Заключительная часть
4.1 Обсуждение темы, обмен опытом.
1. Вступительная часть
1.1 Организационный момент.
1.2 Целевые установки. Содержание мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Программа подготовки детей к школе с применением социо-игровой стилистики». Сегодня я познакомлю вас с самой технологией, её авторами, правилами технологии и структурой игрового занятия. В процессе практической деятельности, будучи участниками, вы ознакомитесь с методикой проведения занятия.
2. Теоретически-демонстрационная часть
2.1 Поступление в школу – это итог дошкольного детства, которое изменяет социальную ситуацию развития ребёнка. Для того чтобы начало обучения в школе стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Современный ребёнок должен овладеть умением проявлять творческую активность, самостоятельность, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия. В отсутствии таковой готовности школьная линия развития тормозится. Неготовность к школе может впоследствии обнаружится в неуспеваемости, в межличностных конфликтах, неврозах и повышенной школьной тревожности, и, как следствие, - резком снижении школьной мотивации. Следовательно, чем полноценнее готов организм ребёнка к изменениям, связанным с обучением в школе, к трудностям, которые могут возникнуть, тем легче и скорее он их преодолеет, тем безболезненнее будет протекать процесс адаптации в первом классе.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться – это и есть целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, прописанные в ФГОС ДО.
Игра – это основное и любимое занятие детей. В игре развивается мышление, воображение, внимание, дружеские отношения, активизируется речь детей. Но, к сожалению, мы используем игру ради игры, манипулируя игровыми мелочами, наши игры сильно задидактированы. Игровое пространство создано искусственно.
Как показывает практика, современные дети практически не умеют играть в игры по правилам: правила детьми либо не соблюдаются в процессе игры, либо полностью игнорируются, что приводит к детским конфликтам, к ухудшению статусного положения ребёнка в группе, разрушению игры по правилам как таковой.
Если игра для ребёнка является основным видом деятельности, значит, педагогам необходимо перестроиться на игру, игру увлекательную, игру со смыслом. Но как это сделать? Как создать необходимые для игры условия? Как открыть широкий путь игре во всех видах детской деятельности? Ответ на поставленные вопросы может дать социо-игровая педагогика.
Что же такое социо-игровая технология? Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.
Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»
Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом развивают).
Применение социо-игровой технологии в подготовке детей к школе реализует условия стандарта и помогает в формировании стартовой готовности ребенка к обучению в школе.
Познакомившись с этой технологией, опробовав её, я открыла для себя, что на данный момент нет лучше технологии, которая помогла бы более качественно подготовить детей к школе, реализовав требования и условия ФГОС ДО - детство является самоценным этапом, и ведущая деятельность дошкольника – игра.
Особенность и инновационность Программы заключается в том, что она основана на социо-игровой технологии и включает в себя стилистику данной технологии.
2.2 «Золотые правила» (как их назвали авторы) этой технологии – вы видите на экране.
I. РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ
- деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т. д.)
По цвету волос, глаз, одежды;
Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
Кто на каком этаже живет;
По считалочке, вариант разрезной картинки;
Четный - нечетный, однозначный, двухзначный номер квартиры и мн. другое;
II. СМЕНА ЛИДЕРСТВА
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер.
Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
III. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И СМЕНА МИЗАНСЦЕНЫ
Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.).
IV. СМЕНА ТЕМПА И РИТМА
Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности.
V. ИНТЕГРАЦИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии современных требований позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, позволяя сэкономить детям время для общения, прогулки, самостоятельного творчества и игровой деятельности;
Интеграция содержания предоставляет ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности;
Дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
VI. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИНЦИП ПОЛИФОНИИ
«За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»
Ребенку в месте со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше;
Тренируется умение ребенка увлекаться и быть увлеченным.
Принципы социо-игровой технологии :
- Воспитатель равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно - то интересно.
- Движение и активность. Жизнь детей в малых группах.
Комплексная ориентация педагога на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию:
- Их мотивационной свободы (добровольности);
- Их информационной инициативности (коммуникативности);
- Их деловой компетентности (самостоятельности, что в свою очередь ведет к
тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности ребё нка:
Я общаюсь – значит я учусь!
Действую – значит изменяюсь!
Я исследую = познаю мир!
Я любознательный, поэтому задаю вопросы!
Воспитатель, помоги мне это сделать самому!
2.3 Структура игрового занятия.
Данная Программа является психолого-педагогической программой, направленной на формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
Программа реализует одно из требований ФГОС ДО – уход от академической системы. Все занятия построены по принципу одной большой игры – игры по правилам. На игровых занятиях идет поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка. Педагог является лишь «режиссером», который поддерживает активную инициативу детей.
Цель:
Создание психолого-педагогических условий для подготовки детей к обучению в школе через использование социо-игровой технологии.
Ребёнок в ходе игры овладевает умением взаимодействовать в групповых процессах, приобретает навыки индивидуальной работы, активизируется самостоятельность и инициативность.
Задачи:
Формировать учебно - познавательные мотивы, внутреннюю позицию школьника;
Формировать самосознание и адекватную самооценку, произвольность саморегуляции;
Способствовать формированию процессов социализации через развитие активной позиции, инициативности, самостоятельности, творчества;
Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;
Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
Развивать рефлексию, чувство ответственности за результаты собственной деятельности и деятельности команды;
Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающую чувства беспокойства и тревоги в ситуациях общения;
Воспитывать чувство толерантности.
Данная Программа помогает обновлению дидактики: организует внимание группы и каждого ребёнка, обеспечивает более полное погружение в учебный материал, обеспечивает интерес к познавательной деятельности, повышает речевую активность детей. Само игровое занятие максимально приближается к условиям реального общения. Социо-игровая стилистика подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным является договор, правило. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими. Одним из непременных условий является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения, что способствует развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
Хочу познакомить вас со структурой игрового занятия, чтобы было понятно, как идёт процесс. Каждая минута занятия познавательна.
1. Игровая мотивация – игра для рабочего настроя.
2. Основная часть:
- Деление воспитанников на команды (4-5 детей).
- Дети сами выбирают капитана своей команды (себя не предлагать, либо выбор капитана происходит по заданию педагога (признак).
- Психолог предлагает игру (задание).
- Капитаны получают карточки-задания.
- Капитаны самостоятельно сообщают задание членам своей команды.
- Выполнение задания командой.
- Капитан (либо представитель от команды – по заданию психолога) анализирует выполненное задание.
3. Динамическая пауза.
4. Смена мизансцены (смена команды и капитана).
5. Новая игра.
(Пункты 2, 4, 5 имеют 2-3 повтора).
6. Рефлексия (открытый финал).
1 этап занятия –
Мотивационный:
Это, как правило, игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В ходе таких игр идет закрепление ролевого поведения, формируется чувство уверенности в различных ситуациях общения и взаимодействия, снижается тревожность, эмоциональное напряжение, создается положительный эмоциональный фон предстоящего игрового занятия. Также на этом этапе дети знакомятся с основными понятиями, относящимися к теме «Школа».
2 этап – Основная часть, которая включает в себя:
- Игры-задания социо-игрового характера;
- Игры, требующие передвижений;
- Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала.
На этом этапе решаются задачи познавательного характера, закрепляются уже имеющиеся умения и навыки, формируются навыки сотрудничества.
Деление детей на малые группы может осуществляться по различным признакам, в зависимости от того, какой материал вы хотите закрепить или познакомить.
Это могут быть:
- Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
- Задания для познавательного самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает исполнительский результат действия.
Программа учитывает возрастные особенности и возможности детей 6-7 лет.
Уникальность Программы в том, что она полноценно реализуется как с детьми общеобразовательных групп, так и с детьми, посещающими группы компенсирующей направленности (группы детей с ОНР и ЗПР).
2.4 Результаты реализации программы.
В результате реализации Программы достигнуты следующие результаты:
- Повысился уровень познавательных и творческих способностей детей;
- У детей нет чувства страха за ошибку;
- Дети стали способны сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её, когда это нужно, способны сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела;
- Дети способны критически оценивать своё участие в коллективном деле;
- Детский коллектив стал намного дружнее;
- Улучшилось статусное положение детей, имеющих недостаточно благоприятный социометрический статус в группе;
- Наряду с этим, повысилась творческая инициатива. Работая в минигруппах, дети научились слушать и понимать друг друга, считаться с мнением своих товарищей, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.
3. Практическая часть
3.1 Проведение игрового занятия с участниками с пояснением отдельных элементов занятия.
Мастер-класс
Настрой на предстоящую работу.
- Сегодня мы с вами будем учиться работать в командах. У каждой команды будет свой капитан. Капитанам я буду давать задания, а они будут их объяснять остальным членам команд. Команды должна выполнить задание.
1. Игровая мотивация.
Игра «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например :
- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя – топнете правой ногой. Начинаем!
- Слушать учительницу?
- Разговаривать с соседом по парте?
- Вставать и ходить по классу?
- Писать в тетрадях буквы?
- Рисовать в тетрадях машинки?
- Есть конфеты?
- Рисовать на страницах учебника?
- Отвечать на вопросы учительницы?
Упражнение «Спасибо!» (развитие пространства, способности решать задачи, принимать решение).
- Каждый из вас двигается под музыку с салфеткой на голове и старается, чтобы она не упала. Можно менять темп движения – двигаться то быстрее, то медленнее. Старайтесь обходить все препятствия на своём пути. Если салфетка с головы упадет, вы должны остановиться и не двигаться, пока другой участник не поможет вам и не положит упавшую салфетку снова на голову.
После выполнения упражнения идет обсуждение (помощь, взаимовыручка, слова благодарности).
2. Основная часть.
Задание 1.
- Встаньте в круг. Сейчас мы с вами, как будущие школьники, соберём портфель в школу. Подумайте, какие учебные принадлежности вам будут нужны в школе?
(Мозговой штурм. Делается акцент, что при ответе не нужно поднимать руку, каждый отвечает на вопрос одновременно, называя свой ответ один раз, каждый ответ ведущий слышит. При неверном ответе происходит его обсуждение).
- Вы верно собрали портфель в школу. А теперь рассчитаемся на 3 команды, называя слова РУЧКА, ТЕТРАДЬ, УЧЕБНИК.
Участники рассчитываются. Ведущий предлагает разделиться на команды. Происходит образование команд.
- А сейчас вы должны выбрать капитана команды. Но есть условия – себя в капитаны предлагать нельзя. Капитаном во время игры можно быть только один раз.
(Выбор капитанов).
Психолог приглашает капитанов к себе и даё т задание:
- Разложить картинки по группам по основному признаку.
Капитаны получают карточки, возвращаются в команду, повторяют задание членам команды.
Ведущий подсказывает, что участники могут выбрать место для выполнения задания.
После выполнения ведущий предлагает капитану назвать участника команды, который будет давать ответ, либо отвечает сам.
Выслушиваются ответы команд, анализируется правильность (неверность) выполнения.
Участники снова приглашаются в общий круг.
Задание 2.
- Подумайте и ответьте, чему вы будете учиться в первом классе? (ответы участников).
- Поделитесь на: ПИСАТЬ, ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ.
Происходит расчет и образование команд.
- Капитаном будет участник, который выше всех ростом.
После выбора капитаны приглашаются к ведущему и получают задание:
1 команда: выложить два треугольника из пяти счетных палочек;
2 команда: выложить два квадрата из семи счетных палочек;
3 команда: выложить два ромба из семи счетных палочек.
Капитаны получают счетные палочки, возвращаются в команду, повторяют задание членам команды.
После выполнения ведущий предлагает капитанам повторить задание и представить свое выполнение.
Физминутка
Это физминутки, которые так же носят характер закрепления определённых знаний. Закрепление пространственно-временных представлений.
1. Утром бодрым я проснулся, (потянуться, встряхнуть
Потянулся, встрепенулся, руками)
Зубки чистить побежал, (бег на месте)
В садик я не опоздал! (поворот головы вправо,
влево)
Днем я много занимался, (приседания)
Новое узнать старался. (наклон вправо, влево)
Научился рисовать, (круговые движения руками)
Песни петь и танцевать. (кружимся на месте)
Вечером я погулял – (ходьба на месте)
Свежим воздухом дышал. (вдох, выдох)
За день сильно я устал, (приседаем, ладошки
Ночью крепко-крепко спал. под щеки)
2. Вот и осень на дворе, (разводим руки в стороны)
Листья осыпаются. (плавные движения руками вниз)
Дождик мелкий моросит, (игра пальчиками)
И гулять нам не велит. (поворот головы вправо-влево)
А зимой кругом бело – (руки вверх)
Снега много намело.
Мы в снежки играем с другом, («бросаем снежки»)
Нипочем нам эта вьюга.
Только снег весной растает, (руки на пояс, повороты в стороны)
И теплей намного станет.
На деревьях первые (на носочки и тянемся)
Листики появятся.
Летом будет жарко-жарко. (машем руками на себя)
Шубу ты не надевай!
А под солнышка лучами (разводим руки в стороны)
Лучше ты позагорай.
Задание 3.
- В какое время года дети идут в школу? (ответ)
- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите по порядку (ответы)
- Рассчитайтесь на СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
- Капитаном будет участник, родившийся осенью.
После выбора капитанов ведущий не приглашает капитанов к себе.
- Сейчас у нас будет соревновательная игра. Я буду поочередно задавать вопрос командам. Отвечает только та команда, которой задан вопрос. Остальные молча думают над ответом, и в случае неверного ответа, имеют возможность заработать лишнее очко. Если ответ команда дает верный, капитан берет фишку. Но если кто-то из другой команды выкрикивает ответ, то команда наказывается штрафом – у неё забирается одна фишка. В конце игры посчитаем, у кого фишек больше.
Вопросы:
1-я команда
- Кем была раньше курочка? (Цыплёнком).
- Кем была раньше рыба? (Икринкой).
- Чем был раньше хлеб? (Колоском).
- Кем будет мальчик? (Дяденькой, папой).
- Кем будет яйцо? (Курицей, петушком).
- Чем будет ткань? (Юбкой, брюками).
2-я команда
- Кем была раньше лошадь? (Жеребёнком).
- Кем была раньше лягушка? (Головастиком).
- Чем был раньше дуб? (Жёлудем).
- Кем будет девочка? (Тётенькой, мамой).
- Кем будет икринка? (Рыбой).
- Чем станет бумага? (Книгой, тетрадью).
3-я команда
- Кем была раньше корова? (Телёнком).
- Кем раньше была собака? (Щенком).
- Чем был раньше колосок? (Зёрнышком).
- Кем будет дошкольник? (Учеником).
- Кем будет гусеница? (Бабочкой).
- Чем станут кирпичи? (Домом).
Подводим итоги.
Задание 4.
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы)
- А сейчас назовите фигуры, у которых есть углы (ответы).
- Рассчитайтесь на КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК, РОМБ.
Образуются команды.
- Капитаном будет самый вежливый участник.
Капитаны приглашаются к ведущему и получают задание: продолжить ряд (капитанам выдаются карточки на закономерность).
Команды выполняют задание.
Затем ведущий просит команды поменяться местами и проверить правильность выполнения задания другой командой.
Капитаны (или выбранный им участник) дают ответ.
Итог.
- Вам понравилась игра?
- Чему вы научились сегодня?
- А что показалось особенно трудным?
- А что вам показалось наиболее интересным?
- А теперь давайте все вместе встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем друг другу комплимент!
4. Заключительная часть
4.1 Обсуждение темы, обмен опытом.
При выполнении игровых заданий и упражнений необходимо соблюдать условия: не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признается равноправным; создаются ситуации реализации собственных возможностей каждого ребёнка через ситуации сотрудничества; дети ставятся в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их.
Все виды заданий даются, исходя из возможностей детей. Не навязываются свои представления, а создаются условия для высказывания детьми своих представлений; стремление получить не формальный ответ – а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации общения.
Ответы на вопросы участников.