Приложение МААМ

Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»

Людмила Антонюк
Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель МОБУ Усть-Ярульская

Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии

Мастер- класс «Технология проблемного обучения

на уроках технологии в среднем звене»

Цель проведения мастер-класса : представить коллегам проблемные ситуации апробированных учебных занятий на уроках технологии.

Задачи:

1. Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;

Публикация «Мастер-класс „Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене“» размещена в разделах

2. Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

3. Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

4. Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

5. Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

План:

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.

2. Представление опыта работы.

Ознакомление с постановкой проблемной ситуации с удивлением и затруднением.

3. Практическая часть.

Создание проблемных ситуаций в рабочих группах.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Вступительная часть.

Актуальность

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся УУД. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:

какие образовательные технологии применять, как мотивировать учащихся, как формировать мышление и речь, познавательную активность, творческую деятельность? Речь пойдет о технологии проблемного обучения.

Технология ориентирована на поиск резервов умственного развития и прежде всего — творческого мышления учащихся, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения.

Оборудование:

• презентация;

• раздаточный материал.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ход мастер - класса

Вступительная часть.

-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках технологии в рамках проблемного обучения».

Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Прошу объединиться в группы для дальнейшей работы:

- Предлагаю Вам зафиксировать свои ожидаемые результаты (в маршрутном листе, которые Вы хотели бы получить в течение мастер-класса.

- Те, кто не знаком с этой темой…

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

-Если вы владеете информацией о проблемном обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

- Изучив приёмы создания проблемных ситуаций…

Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

- Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках»

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы,

поиск решения проблемы,

описание решения (выражение нового знания в новой форме,

реализация решения (реализация продукта).

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя. Рассмотрим каждый этап проблемного урока.

Поиск решения проблемы

У учащихся есть три пути от проблемной ситуации к учебной проблеме. Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему. Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы. Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.

1. Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

2. Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни»,«Проанализируй»).

Приемы создания проблемной ситуации актуальные для предмета технология.

Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е. Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций :

• С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же задания).

• С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться).

Рассмотрим примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Урок технологии в 5 классе : основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

На следующем уроке после изучения темы «декоративно-прикладное искусство и орнамент» я предлагаю нарисовать эскиз будущего изделия для кухни, учитывая основные правила, приемы и средства композиции, а также колорит. Это вызывает затруднение (мы не знаем эти правила). Какие основные правила композиции применяют при проектировании изделий?

Подбери ткань для фартука, учитывая волокнистый состав, физические, эргономические, эстетические и технологические свойства ткани. Свойства и ассортимент тканей для рабочей одежды.

Столкнуть разные мнения учеников

Урок «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий»

Для ускорения варки все крупы, бобовые и макароны замачивают на 3-4 часа. Технология приготовления каш, бобовых и макаронных изделий.

1. Обнажить житейское представление учащихся.

2. Предъявить научный факт сообщением.

«Приготовление бутербродов» ПС в середине урока.

Классификация бутербродов с его описанием.

Холодный закрытый Соедини стрелочками Запеченный ломтик хлеба с яйцом, грибами

Гренок Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром и т. п.

Горячий открытый Закрытый бутерброд, запеченный в микроволновой печи или духовке

Канапе Бутерброд на обжаренном ломтике хлеба

Холодный открытый Маленький закусочный бутерброд

Горячий закрытый Два ломтика хлеба с начинкой между ними

Приведу примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

Урок «Швейная машина», в начале урока ПС

Рабочие органы, заправка швейной машины прошлого века не отличается от деталей и заправки в новых бытовых швейных машинах.

Сможем ли мы заправить любую бытовую швейную машину?

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Пример: сценка испачкала фартук. Назначение рабочей одежды.

Яркие игрушки, изделия ДПИ и т. д. (Джентльмены удачи, полет на Луну)

Тема "Физиология питания", 5 класс

А) В начале урока - ПС : столкновение мнений.

Одна часть человечества говорит: "Мы живем для того, чтобы есть". Другая: "Мы едим для того, чтобы жить". Задать обучающимся вопрос "Кто прав?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек - и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут.

Б) В середине урока - ПС : столкновение мнений ученых (подойдя к вопросу о режиме питания).

Одна часть ученых говорит: "Кушать необходимо тогда, когда хочется", другая: "Кушать необходимо строго по режиму". Задать обучающимся вопрос "Кто прав? А может у вас свое мнение на этот счет?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор о времени и необходимости принятия пищи, но должен помнить важное - чрезмерно частое потребление калорийной пищи также как и чрезмерный перерыв в приеме пищи может привести к заболеваниям.

В) В начале урока - ПС : столкновение с фактами, для объяснения которых, у обучающихся, недостаточно опыта.

Обучающимся на предыдущем уроке дано домашнее задание, вспомнить, что он ел вчера и составить меню.

Вопрос учителя: "У вас сегодня нашлись силы прийти в школу, значит, вы вчера не голодали, ели. А правильно ли вы питались?"

Затруднения, вызванные вопросом, разрешаются изучением новой темы о составе пищи и анализом состава пищи своего меню. Обучающиеся должны прийти к выводу: если в моем меню было достаточно белков, жиров, углеводов, витаминов и т. д., то я питался правильно. Если у меня, например, преимущественно углеводистая пища, то это увлечение конфетами, булочками может привести к нарушению обмена веществ, к полноте.

Тема "Раскрой фартука", 5 класс

ПС: новое решение старым способом

В начале урока проверена готовность: выкройки (лекала, ткань, булавки и т. д. В ходе беседы выясняется, что у некоторых обучающихся есть некоторый опыт раскроя из ткани и пошива одежды для кукол, у всех - из начальной школы - вырезание деталей из бумаги по шаблону. Предлагается приступить к раскрою самостоятельно, ведь шаблон - та же выкройка, бумага - ткань. У них возникнет некоторое замешательство, ситуация может развернуться так: некоторые пойдут на риск и уже будут готовы раскладывать ткань (пусть делают, но проследить, чтобы не дошло до вырезания, другие будут очень осторожны и выскажут мысль о том, что если они неправильно вырежут, то испортят ткань (семь раз отмерь и один раз отрежь). Высказывание последних - сигнал к изучению нового материала. Можно предъявить испорченный образец (цветы направлены вниз, вырезаны карманы).

Тема "Моделирование горловины", 6 класс

В начале урока - ПС : столкновение с фактом (демонстрация, для объяснения которого у обучающихся недостаточно опыта.

Учитель утверждает, что если мы раскроим и сошьем сорочку по данной выкройке (основе, то мы не сможем надеть ее через голову (демонстрация заранее отшитого образца на обучающемся). Что делать?

Обучающиеся предлагают выполнить застежку на пуговицы, на тесьму-"молния", заново построить выкройку, вырез сделать глубже ножницами, вырез сделать глубже и шире на выкройке и т. д. Последнее высказывание - сигнал для изучения новой темы. Проверяем гипотезы, отвергаем неверные, объясняем почему.

Подгибка по овальному контуру. (Проблема выполнения шва)

Второй блок проблемного урокавоспроизведение - делится на две части:

выражение нового знания в новой форме;

реализация продукта.

Выражение нового знания в новой форме

Этот этап урока можно провести тремя разными способами. Один из них – формулирование понятий и вопросов. Каждый ученик сам должен выразить полученное новое знание и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала.

Еще выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания в виде художественного образа, творческого задания, практической работы.

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

а) дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

в) демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

г) видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

д) способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.

Успех проблемного урока зависит от :

• Осознания учебной задачи учащимися.

• Четкой формулировки проблемы.

• Знания детьми опорного материала.

• Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

Практическая часть

-Сейчас я вам предлагаю в ваших группах создать проблемную ситуацию, которую можно использовать на вашем уроке, представить результат, провести взаимооценивание.

Вывод

Без сомнения, технология проблемного обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

Преимущества проблемного обучения : самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения : слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Рефлексия

Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда вы определяли для себя цели:

если цели достигли

если частично

если не достигли

Список литературы.

Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М. : Академия, 2010.

Мельникова Е. Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М. ,2006.

Маршрутный лист группы

Ожидаемый результат___

(ДО)

Фактический результат ___

(ПОСЛЕ)

• Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

• Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

• Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

Задание

С затруднением Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к созданию противоречий Побуждение к формулированию учебной проблемы Пример Приведите свой пример

Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова тема урока?

Столкнуть разные мнения учеников практическим заданием. Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

1. Обнажить житейское представление учащихся.

2. Предъявить научный факт сообщением. Вы сначала как думали?

С удивлением Одновременно предъявить противоречивые факты Что удивляет?

Какие вы видите факты?

Что интересного заметили?

Вопросы для осознания противоречия:

1. Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

3. Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

4. Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Формулировка учебной проблемы :

Проблема может быть озвучена, как:

•Тема урока («Текстильные волокна растительного происхождения»).

•Вопрос, ответом на который и будет новое знание (Как ткани ткут).

При выдвижении гипотез

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

•Давайте предположим.

•В какой последовательности будете решать проблему.

•Выскажите свою точку зрения

•Какие есть догадки, предположения.

При доказательстве или опровержении гипотез.

Приемы:

•Наблюдение и анализ.

•Сравнение, выделение общих признаков.

•Отбор методом исключения («Это не подходит, так как.»).

•Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:

•умение ставить цель;

•находить и формулировать противоречия;

•выдвигать и обосновывать гипотезы;

•спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;

•составлять план решения или выполнения задания;

•проверять и оценивать свои действия.

Проверка правильности решений.

Приёмы

1. Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

Воспроизведение знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

•углубляет понимание нового материала;

•способствует формированию наглядно-образного мышления;

•развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

•на формулирование (темы, вопросов по теме);

•опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.

На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.

Рекомендации по планированию урока.

ТПО - технология проблемного обучения

ПС - проблемная ситуация

Система работы по разработке занятий складывается из этапов:

1 этап. Подготовительный.

Приходится анализировать содержание программы, чтобы отобрать темы, на которых использование ТПО даст положительный эффект (машиноведение, материаловедение, кулинария, элементы домашней экономики и т. д.). Затем выделить учебные занятия.

2 этап. Разработка ПС.

Этот этап стал самым сложным, так как готовых проблемных ситуаций для уроков технологии в литературных источниках нет. Это непаханое поле, чистый лист.

3 этап. Целеполагание.

Четко прописываются все дидактические цели (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Формы работы, обучения.

Исходя из целей урока, определяются формы работы с классом (индивидуальная, парная, групповая и т. д.) и формы обучения (беседа, лабораторная работа, практический показ и т. д.).

Этапы разрешения ПС.

Во-первых, формулировка гипотез (эти гипотезы учитель должен предвидеть, подсказать, чтобы сориентироваться на дальнейший ход урока). Среди всех гипотез одна должна быть обязательно правильная.

Во-вторых, решение ПС (через беседу, побуждая ребенка активизировать ранее полученные знания, через работу с технической литературой, с учебником, через передачу новых сведений учителем, через практические действия ребенка и т. д.).

В-третьих, проверка решения ПС - через новые знания выполнить первоначальное задание.

Критерии оценивания.

Карточки различного уровня усвоения знаний. Но, главное - самостоятельность на дальнейших уроках, вне уроков, практическое применение знаний в жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогическая концепция «Применение технологии проблемного обучения для всестороннего развития личности дошкольника» Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Мы живем.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе «Свойства объёма» Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе «Свойства объёма» Задачи: Обучающие: – учить детей.

Конспект образовательной деятельности с применением технологии проблемного обучения в старшей группе Обучающие задачи: закреплять знание цвета, порядкового счета. Дать представления о деньгах. Развивающие задачи: развитие логического мышления,.

Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до» Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации образовательной.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Конспект НОД «Украсим сарафан для матрешки» с использованием технологии проблемного обучения Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «Сарафан для Матрешки» Образовательные области: Коммуникативное развитие, познавательное.

План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения Тема: «В поисках сокровищ» Пояснительная.

Родительское собрание в 4 классе «Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы» Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 4 классе: “Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы” Цель:.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Технология проблемного обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской области» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 08:12
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Антонюк (УИ 802500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД