Елена Воронова
Родительское собрание в 4 классе «Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 4 классе :
“Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы”
Цель: Осознание родителями сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в этот период.
Публикация «Родительское собрание в 4 классе „Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 4 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Задачи:
-Раскрыть особенности младшего школьного возраста
-Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено
-Дать представление о готовности к обучению в среднем звене
-Познакомить с результатами диагностики
Вступительное слово психолога:
Дорогие родители! Вспомните 1 сентября, когда 4 года назад вы привели своих малышей в 1-й класс. Какими они были робкими, несмышлеными. Как вы старались их подбодрить, помочь в первые трудные дни и недели в школе. Потом дети взрослели, переходили из класса в класс, привыкли к школе и втянулись в учебный процесс. Но не забывайте, что в течение школьной жизни будет ещё немало подводных камней. Один из таких трудных периодов – переход из начальной школы в среднее звено.
Особенности младшего школьника :
Прежде чем мы остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, я хочу обратить внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.
Формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено школы :
Любые переходные периоды выдвигают проблемы, которые требуют особого внимания родителей. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Успешная учеба в 5-м, да и в следующих классах школы во многом зависит от того, насколько хорошо пройдет адаптация пятиклассника. Каковы же основные трудности, которые могут возникнуть в 5 классе :
Ребенку предстоит привыкнуть к новой школьной обстановке, ему придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия, устанавливать новые отношения со сверстниками и учителями, занять свое место в новой структуре класса и т. п.
Готовность к обучению в средней школе :
По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе” :
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, самостоятельность, ответственности, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах, положительное отношение к школе и обучению, т. е. сформированность учебной мотивации.
3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Не каждый ребёнок безболезненно может преодолеть этот рубеж. Как же узнать, будут ли проблемы именно у вашего ребёнка, возникнут ли у него трудности? Для этого мы проводили диагностику готовности к переходу в среднее звено школы. Знакомство с результатами диагностики.
Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу
(задание на лето для родителей)
1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:
• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т. п.);
• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т. п., видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;
• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т. п.).
2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:
• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье, он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;
• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;
• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.
3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:
• обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей, то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;
• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т. п. ;
• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками, проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т. п.
В детских журналах, развивающей литературе вы можете найди много различных игр, помогающих развивать память, внимание, мышление. Особенно полезно использовать их тем детям, у кого психические процессы недостаточно сформированы для обучения в среднем звене школы.
Может быть, переход из начальной школы в среднее звено для ваших детей не будет лёгким. Причин этому может быть много: недостаточное развитие логического мышления, особенности темперамента, может быть возникнут трудности с учителями.
Но главное, помните, что дети нуждаются в нашей поддержке, понимании, доброте и заботе. Не забывайте об этом в следующем, очень важном для вашего сына или дочери, году. В заключение хочу сказать всем родителям : обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.