Ирина Чернышова
Отчет по самообразованию по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома отсутствуют элементарные навыки самообслуживания : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста».
Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ранний возраст является для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Стараюсь донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.
И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Изучив соответствующую данной теме литературу, я составила план работы с детьми и родителями на год, определила цели и задачи.
. Цель моей работы - формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:
-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,
-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,
--формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,
-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,
-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем,
- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
-разработать рекомендации и консультации для родителей
Способности детей своей группы я оценила с помощью диагностики.
Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.
Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу осуществляю в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Для работы с детьми я разработала циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков :
- «Учимся одеваться и раздеваться»
- «Мы обедаем»
- «Учимся умываться»
- «Дидактические игры с куклой»
- «Игры-ситуации».
Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков.
Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной я оформила альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.
Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала изготовила лэпбук «Оденем Мишу».
Родители являются главными нашими союзниками, и я, чтобы достичь лучших результатов в своей работе я стала обращаться к непосредственной их помощи. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:
-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».
-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».
-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.
-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности», «Моем руки правильно»,
блокнот для родителей «Что делать, если…»
папки-передвижки:
«Культурно-гигиенические навыки»
«Как научить ребенка одеваться»
«Этикет за столом»
«Алгоритмы обучения детей культурно-гигиеническим навыкам»
конкурс «Дидактическое пособие на развитие мелкой моторики» - «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», игры на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори /рамки с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками
Участвовала в ГМО. Выступила с докладом «Роль фольклора в познавательно-речевой активности младших дошкольников».
Для педагогов своего детского сада провела мастер класс «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», на котором поделилась с коллегами своими разработками по данной теме, показала важность работы, апробировала ряд игр и упражнений: пальчиковые игры, игры с прищепками, с сыпучим материалом, с пробками от бутылок, бигудями, карандашами.
На заключительном этапе учебного года провела диагностику по освоению навыков самообслуживания, которая показала высокий уровень. Разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.
Собранный материал, проведенная работа с детьми и родителями помогли мне успешно аттестоваться по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста» на высшую категорию.
ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.
-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.
-взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей
.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ. Мы ежегодно набираем вновь прибывших детей, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.