Эндельгардт Лариса
Мастер-класс «Применение социо-игровой технологии в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Применение социо-игровой технологии в ДОО»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В. М. Букатов.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и совершенствоваться. Очень важно педагогу, работающему с дошкольниками, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.
Темочки:
Предлагаю вашему вниманию социо-игровую технологию авторами, которой являются: Вячеслав Михайлович Букатов, Александра Петровна Ершова, Евгений Евгеньевич Шулешко. Данная технология позволяет решать задачи, определённые ФГОС ДО. Дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно, взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Социо-игровую технологию можно использовать не только в работе с детьми, педагогами и родителями, но и с людьми любых направлений: будь то психолог, логопед или человек руководящей должностью.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 году. По замыслу авторов, первая часть – социо - означает малый социум, поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть – игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Таким образом, социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Социо-игровая технология имеет свои правила и условия:
1 правило. Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные.
1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например : по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой.
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком) :
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу.
3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок. Каждому ребенку предлагаем какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить, соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу. Например, игры: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету». Во время выполнения заданий дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дошкольники учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
2 правило. «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке). Каждый раз, когда меняется состав группы, то меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 правило. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом центре. Смена мизансцены в ходе режимных моментов или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. Если вовремя непосредственно образовательной деятельности дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
4 правило. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило. Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило. Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше – «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, мы учим детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии организовывается в три этапа. На самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения. Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:
- Один за всех и все за одного.
- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
- Когда работаешь, не мешай другим.
- Справился сам, помоги другу.
- Главное – не бояться доказывать свою правоту.
- Умей попросить и принять помощь.
На втором этапе, общение является целью: ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу. На третьем этапе, общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Игры-задания для рабочего настроя. Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры: «Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Волшебная палочка», «Комплимент» и другие.
- Игры-разминки (разрядки). Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому.
Для педагогов игра «Я рисую»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Назовите выходные дни недели. Рассчитайтесь на субботу, воскресенье. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, строим, молча, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат, овал.
Обсуждение: «Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
Что помогло при его выполнении?».
- Игры социо-игрового приобщения к делу могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, то помогут игровые задания: «Эхо», «Превращение предмета», «Живая буква», «Письмо из букв», «Бытовые механизмы».
Для педагогов:
Игра «Выложи фигуру»
Назовите, какие цвета присутствуют на флаге России? Рассчитайтесь на белый, синий, красный. Объединяемся в три команды. Капитаном будет тот, у кого: в первой команде есть белый цвет в одежде, во второй синий, в третьей красный. В коробке счетные палочки. Возьмите каждый по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку в середину круга на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое-то изображение. В конце игры обсуждаем, что получилось.
Игровое упражнение «Нарисуй по описанию»
Каждый выполняет самостоятельно на листе бумаги. Я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листе бумаги. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание читаю два раза, вопросы задавать нельзя: «Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом».
Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не закрашивая карандашом. После выполнения обмениваются работами (работают в парах, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют правильность выполнения. Затем проводится обсуждение (рефлексия, проверяющие выставляют смайлики (без ошибок – веселый, 1-2 ошибки – спокойный, больше 2-х – грустный).
Комментарий: Дошкольники учатся работать в соответствии с заданной инструкцией, взаимопроверке, правильной реакции на ошибки.
- Игры творческого самоутверждения. Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность каждого ребёнка.
Для педагогов игровое упражнение «Найди пару» (по картинкам)
Нужно поделиться на пары. Каждая пара узнаёт друг у друга, какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что-то делать данной рукой. Вы будете рисовать весенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете, умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе. Затем каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение об успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Комментарий: Ребенок, который не хочет рисовать, может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы).
Особенность состоит в том, что игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
- Игры вольные. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как: «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были – не скажем, а что делали – покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия. Предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Данный прием подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут вопросы-записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают, кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия. Вопросы могут быть самые разнообразные: «Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе? Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?».
Как говорил американский психолог Эрих Фромм: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».