Матвийчук Наталья Александровна
Дидактическое пособие «Звуки» для обучения детей грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное пособие «Звуки»
по обучению детей грамоте для детей подготовительной группы.
Цель данного пособия:
1. Закреплять знания о новом звуке и новой букве.
2. Развивать слуховое и зрительное восприятие ребенка.
3. Развивать речевой слух.
4. Обогатить и активизировать словарь ребенка.
Для закрепления знаний о новом звуке и новой букве мною было сделано пособие «Звуки» из методического материала Е. О Астафьевой «Играем, читаем, пишем».
Публикация «Дидактическое пособие „Звуки“ для обучения детей грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
Можно использовать два варианта работы с данным пособием: на занятиях по обучению грамоте и в индивидуальной деятельности детей. Перед детьми предоставлены два домика - для согласных и для гласных звуков.
Знакомясь с очередным звуком на занятии, ребенок «вписывает» её в соответствующую клетку домика - «заселяет в домик». К концу игры оба домика оказываются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные буквы (А,У, О, Э, Ы, а в другом- гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И). Во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, другой – для глухих и т. д
В этих играх используются три неваляшки- «хозяйки домиков», которые я сделала из картона. Они помогают детям запомнить, что согласные бывают твердыми и мягкими. Каждая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий звукам: красная обозначает гласные, зеленая - мягкие согласные, синяя - твердые согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с разноцветными буквами - «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат.
В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане - гласные первого ряда (А,У,О,Э,Ы, в заднем кармане со звездочкой () –гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, У, И). Гласные второго ряда представляем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные. (МЯ,ПЮ)
В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик (). Это обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) – глухие согласные.
С этими наглядными пособиями проводятся разные игры: «Посели букву в домик», «Буква потерялась», «Назови соседей буквы».
Игра «Посели букву в домик».
Цель данной игры:
1. Закреплять знания об изученном звуке и букве.
2. Учить определять правую и левую стороны предмета (выбор левого и правого парадного домика,
3. Учить отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу)
Ход игры:
Ребенку даем карточку с черным изображением изучаемой буквы. Предлагаем выбрать необходимый для неё домик и «парадное». Затем говорим, что в квартиру нельзя попасть без ключа. Ключи находятся у хозяек домиков-неваляшек. Ребенок выбирает неваляшку и карман, в котором находится буква-ключик. Все свои действия он объясняет, отвечая на вопросы: Почему выбран именно этот домик? Почему эта неваляшка? Почему передний или задний карман? Найдя «квартиру» буквы, ребенок вставляет в неё карточку с черной буквой.
Игра «Буква потерялась»
Цель игры:
1. Закрепляем знания о звуке и букве.
2. Тренируем зрительную память ребенка.
Ход игры:
Эта игра является усложненным вариантом первой игры. Ребенку уже известно место буквы в домике. Незаметно вынув карточку с буквой из домика, просим ребенка найти нужный домик, неваляшку с нужным ключиком, этаж и квартиру для буквы, объясняя по ходу выполнения задания свои действия.
Успехов вам при изучении звуков с детьми!