Ольга Бондаренко
«Кукла Колокольчик». Мастер-класс по ручному труду в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Бондаренко Ольга Михайловна
Тема: «Кукла Колокольчик»
Цель: познакомить с народной игрушкой – куклой-колокольчик, способами изготовления этой куклы; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку старинным способом.
Задачи.
1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное
самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием
ткани и ниток.
Публикация «„Кукла Колокольчик“, Мастер-класс по ручному труду в старшей группе» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Колокольчик
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2017
2. Формировать у детей творческие способности в создании тряпичных кукол.
3. Закрепление у детей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
5. Совершенствовать мелкую моторику.
6. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
7. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
Предварительная работа:
1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – мотанка»,
2. Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек».
3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
Оборудование: материя разного размера, шаблоны, ножницы, компьютер, презентация «Тряпичные куколки».
Материал: белая ткань: туловище 10+30, рукава 8+22; разные по цвету ткани для юбок и косынки, яркие нитки, нитки белые х/б., вата.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. А что мы будем делать вы узнаете, отгадав загадку.
Кого ты наряжаешь,
Кормишь, весело играешь?
Спать укладываешь, нянчишь.
Если заболеет - лечишь.
Кто же это такая,
Нарядная и смешная? Конечно же кукла.
II. Основная часть
Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Малым деткам тряпичных кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки при всей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.
Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
Презентация «Тряпичные куколки»
У кукол не было имен. Их называли просто куклами, цацками, ляльками. Чаще кукол называли по их назначению. Например, когда начинало пригревать солнце, делали веселую, яркую, светлую куклу Веснянку, символизирующую пробуждение природы. Были куклы-обереги. Кукла Кувадка «согревала» колыбель будущего ребенка еще до его рождения. А кукла Пеленашка оберегала малыша до его крещения. Кубышка-травница защищала и лечила от болезней, ее подвешивали к детской кроватке или ставили у постели больного. Куклу Подорожницу хозяйка крутила своему мужу в дорогу, когда он отправлялся на охоту или рыбалку. В мешочке у нее зола – символ домашнего очага. Куклу Крупеничку изготавливали после сбора урожая, в мешочке у нее крупа гречихи. Куклу помещали в амбар, где она «охраняла» урожай, а весной из куклы доставали крупу и сеяли вместе с остальными семенами. Счастье – маленькая куколка с очень длинной косой. Тому, кто носит ее с собой сопутствует успех, удача, счастье.
Сегодня я дам вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу, Куклу «Колокольчик». «Колокольчик» - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куклы три юбки. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Малоподвижная игра «Кукла какая?»
Сегодня кукол изготавливают из разных материалов. Вставайте в круг и поиграем с мячом в игру «Кукла какая?»
Скажите если кукла, сделана из дерева, кукла какая? (деревянная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из резины? (резиновая)
Из пластмассы? (пластмассовая)
Из тряпочек? (тряпичная)
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Фоном занятия звучит русская народная мелодия «А я по лугу»
Приступим к изготовлению кукол. Для этого нам понадобятся три разноцветных лоскутка круглой формы: большой средний и маленький, белая материя для туловища и рук, косынка, яркие нити и кусочек ваты.
1. Берем белый материал – туловище, сворачиваем втрое, чтобы получилась трубочка. На середине трубочки перевязываем ниткой. Затем сгибаем и на месте сгиба подкладываем вату. Получается голова нашей будущей куклы. Расправляем складочки, где получается ровнее, там будет лицо. Завязываем ниткой, делаем узелок. Нитка, которая идет от катушки можно не обрезать, а отрезать не нужный хвостик.
2. Теперь приступаем к изготовлению рук.
Ткань складываем сначала вдвое к середине, потом еще раз к центру, затем скручиваем. Получилась полосочка, края завязываем яркой ниткой. Руки вставляем в туловище, под голову. Фиксируем линию талии, которая будет держать руки в определенном положении.
3. Юбки у нас уже вырезаны. Надо в юбках сделать отверстие для туловища. Берем юбку, складываем в 4 раза, пополам и еще раз пополам, и срезаем небольшой уголочек. Чем меньше дырочка, тем лучше.
4. Начинаем одевать нашу куклу с юбки, которая меньше по размеру. Для этого туловище куклы стараемся скрутить как можно тоньше, чтобы она прошла в отверстие. Протягиваем куклу в юбку, доводим юбку до талии. То же самое проделываем с другими юбками.
5. Одеваем косыночку. Загибаем край у полукруга и одеваем на голову, сформировали косыночку. Завязываем яркой ниткой.
6. Петлю делаем из яркой нитки. Кладем куклу с косынкой на петельку и перевязываем.
Детям, которые затрудняются, воспитатель подсказывает последовательность выполнения работы.
Пальчиковая гимнастика
Очень сложная работа была, наши пальчики потрудились, устали. Давайте их разомнем.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
III.Итог занятия
Посмотрите ребята, какие красивые куклы у вас получились.
Понравилась вам работа, ребята?
Что интересного вы сможете рассказать своим близким?
Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, принесет вам удачу, вызывает улыбку и создает хорошее настроение!
Все занимались очень хорошо, спасибо вам.