Елена Фончикова
Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
• Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии
Задачи занятия:
обучающие:
• познакомить детей с обрядовой куклой;
• научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
• развивать навыки работы с различными материалами
воспитательные:
• прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
• приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
Публикация «Конспект НОД по ручному труду „Народная игрушка „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
• прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
развивающие:
• развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
• способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
• способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.
Материалы и оборудование
материалы по количеству детей:
- нить шерстяная –цветная для изготовления волос;
- прямоугольный лоскуток белой (хлопок, лен) ткани 10x6;
- лоскуток (лен, однотонный светло-бежевого цвета) круглой формы d 11 см;
-лоскуток (цветной ситец) круглой формы D 16 см;
- кусочек ваты;
-нить красного цвета;
-ленточка красного цвета для пояса (кушака)
- две ленточки любого цвета для бантиков;
- лоскуток тесьмы;
-ножницы.
(См приложение 1)
Дидактическое обеспечения:
Образцы различных кукол (из дерева, глины, ткани), буклеты с изображением различных кукол –мотанок (см. приложение 2, технологические карты.
Методы и приемы
- практические: создание художественного продукта, экспериментирование, физ. минутка.
- наглядные: демонстрация кукол, карточки – схемы.
- словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения.
Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая
1. Организационный момент.
Дети садятся за круглый стол, на котором стоит старинный сундук
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я принесла для вас старинный сундук своей бабушки.
Воспитатель снимает скатерть с сундука и читает стихи
Я помню маленькой была,
У своей бабушки гостила
Откроет свой сундук она
А там сплошные чудеса
Наряды древней старины,
И старых денег стопка
А там на самом, самом дне,
С игрушками коробка.
Во все времена девочки и мальчики любили играть в игрушки и куклы. А во времена наших бабушек, не было столько фабрик по производству игрушек, как в настоящее время, поэтому они делали игрушки сами вместе с родителями. Игрушки делали из разных материалов из глины, дерева, но традиционной игрушкой в русских деревнях была тряпичная кукла. Их изготавливали из лоскутков ткани, которые сматывали нитками, поэтому и называли таких кукл- мотанками. Кукол украшали элементами национальных костюмов. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики или сундуки.
Каждая куколка особенная, потому что имеет свое имя, историю и маленький секрет.
Посмотрите, какие они нарядные и красивые. Ребята, обратите внимание вот на этих куколок (воспитатель показывает веснянок) подумайте и скажите, чем они отличаются от всех остальных? (ответы детей)
- Правильно, в отличие от других кукол, волосы у них нет платков и в волосы вплетены яркие ленты.
-Как вы думаете почему? (ответы)
- Потому что кукла должна была напомнить своей хозяйке о том, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама.
2. Подготовка к работе. Правила ТБ.
-Поэтому, именно такую куклу – «Веснянку» мы сегодня попробуем с вами сделать. Делали эти куколки весной в подарок своим друзьям и близким на праздник пасхи.
- Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления веснянки.
Что вы видите на столе?
Дети рассказывают о том, что лежит на столе.
Для чего нам нужны эти тряпочки?
- белая х/б ткань – круг – это будет голова;
- цветная х/б ткань – круг побольше – это будет сарафан;
- белая х/б ткань – прямоугольник – ручки;
- нитки «шерстяные», яркого цвета – волосы;
- атласные ленты, шириной 1 см;
- синтепон;
- нитки «мулине»;
- ножницы;
- схемы с изображением последовательности изготовления куклы;
У вас на столах есть и схемы изготовления куклы – веснянки. Они вам помогут правильно изготовить куклу.
- Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи ниток.
- Давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с ножницами)
«С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть и на место положить.»
звучит лёгкая музыка
3. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы. Показ воспитателя.
4. Практическая деятельность детей по изготовлению куколки
Физкультминутка
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна (качают куклу)
Не могу с тобой играть, (грозят пальцем)
Нужно мне перестирать: (имитация стирки руками)
твои платья и носки, (считают на пальцах)
твои юбки и чулки,
Я налью чуток воды, (имитация движений)
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Натяну веревочку.
Утюгом туда-сюда
Белье глажу быстро я.
Поработали вдвоем, (приседают на корточки, «засыпают»)
А теперь и отдохнем.
Молодцы девочки, а теперь ставьте куколок на стол и садитесь.
5. Заключение. Рефлексия.
Дети! Вы – молодцы! Потрудились на славу.
- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?
- Сложно было? (Ответы детей)
-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!
- Куколку веснянку принято дарить, ребята, расскажите, кому вы подарите свою куколку?
6. Уборка рабочего места.
7. Подведение итогов занятия.
Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.
8. Список использованной литературы.
1. Е. Берстенева, Н. Догаева, «Кукольный сундучок», Москва. Издательство «Белый город»,2011 г.
2. И. Н. Котова, А. С. Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург, Издательство «Паритет», 2003 г.
3. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
Приложение
Этапы изготовления Куклы – «Веснянка»
Нам понадобится :
- нить шерстяная –цветная для изготовления волос;
- прямоугольный лоскуток белой (хлопок, лен) ткани 10x6;
- лоскуток (лен, однотонный светло-бежевого цвета) круглой формы d 11 см;
-лоскуток (цветной ситец) круглой формы D 16 см;
- кусочек ваты;
-нить красного цвета;
-ленточка красного цвета для пояса (кушака)
- две ленточки любого цвета для бантиков;
- лоскуток тесьмы;
-ножницы;
- клей.
1. Берем лоскуток ситцевой ткани и накладываем на него лоскуток однотонного светлого льна.
2. Переворачиваем оба лоскутка изнаночной стороной, находим серединку и кладем на нее кусочек ваты.
3. Складываем лоскутки с ватой пополам, выравниваем края и прижимаем пальчиками ткань вокруг ваты. Берем нить, край нити прижимаем большим пальцем под сформированной головой и начинаем обматывать вокруг шеи. Затягиваем потуже и обрываем нить.
4. Для изготовления ручек берем прямоугольный лоскуток белой ткани. Края ткани прижимаем по всему периметру внутрь и скручиваем как фантик от конфетки.
5. Прижимаем край нашего скрученного лоскутка, под большой палец закладываем нить и обматываем вокруг. Также делаем и на втором конце скрученного лоскутка.
6. Полученные ручки начинаем приматывать к телу. Приставляем их со стороны спины. Одной ручкой держим, второй начинаем приматывать. Нить начинаем мотать сначала вокруг шеи. Намотали три раза, теперь захватываем ручку и по диагонали мотаем пять раз, затем вокруг пояса пять раз и вокруг второй ручки.
7. Приступаем к изготовлению волос. Выбираем шерстяную нить. Обматываем ее круговыми движениями вокруг книжки-малышки несколько раз. Снимаем аккуратно.
8. Находим серединку путем сгиба краев и перевязываем ниточкой пополам. По краям завязываем бантики. Прическа готова. Приклеиваем прическу к головке.
9. Осталось нарядить нашу куколку в фартучек, который раньше очень давно называли запон и повязать красный поясок –кушак. Куколка готова!