усенко
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
по познавательно – исследовательской деятельности
«Путешествие в сказку Гуси Лебеди»
Цель: расширение знаний и практических умений педагогов по использованию исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Лебедь. Конструирование, поделки
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Познакомить педагогов с этапами и структурой исследовательской деятельности через сказку;
Повысить уровень мастерства педагогов;
Сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер-класса
1. Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме познавательно – исследовательская деятельность «Путешествие в сказку Гуси Лебеди». Думаю, что педагоги, использующие исследовательскую деятельность в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
В образовательной практике многими педагогами детского сада недооценивается значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка. Педагоги торопятся научить ребенка тому, что сами считают важным, при этом прерывая его исследовательские порывы. Пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считают наиболее важным.
А ведь опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Для поддержания интереса у детей я использую сказочных персонажей. Наши герои вместе с детьми участвуют в опытах и экспериментах, приносят ребятам удивительные истории, интересные вещи. Экспериментирование я использую в различных сферах детской деятельности. Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху».
Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи исследовательской деятельности :
Развитие познавательных мотивов и способностей.
Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству.
Методы исследования:
Наблюдение;
Поисковая работа (из различных источников информации);
Экспериментирование.
Используя данные методы, задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Ведь для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Данную работу провожу в 3 этапа:
1 этап – педагог сам сочиняет сказку, ставит проблему, дети ищут решения сами, делают выводы.
2 этап – использование уже известных сказок, дети ставят проблему, ищут решения сами, делают выводы. («Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка»).
3 этап – совместно с детьми сочиняем сказку, затем подбираю опыты, дети сами ставят проблему, ищут решения и делают выводы.
2. Основная часть
Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста и поэкспериментировать.
Воспитатель: Каждое свое занятие я начинаю с приветствия.
Я здороваюсь везде: дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю я соседской курице. (показывает “крылышки”).
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое, (показывают небо, солнце)
Здравствуй легкий ветерок, здравствуй маленький дубок. (руку вверх покачать и помахать)
Здравствуй утро, здравствуй день (помахать вправо, влево)
Мне здороваться не лень. «Здравствуйте»
Сказка придуманная воспитателем.
Под крышей одного дома жил воробей. Однажды утром он проснулся и увидел, что пришла зима. Выпал снег, и на крыше образовался большой сугроб. Воробей спросил незнакомца:
— Ты кто?
— Я — сугроб, — ответил ей белый незнакомец.
— А откуда ты взялся? (Откуда мог взяться сугроб) Сугроб пояснил:
— С неба падали мои подружки — снежинки, их становилось все
больше и больше. Вот так я и получился.
Воробей немного подумал и сказал :
—А давай с тобой дружить.
—Давай, - ответил сугроб.
И стали они дружить. Дружили они всю зиму. Но вот пришла весна. С каждым днем солнышко стало пригревать все сильнее и сильнее. И вот сугроб начал таять. Однажды вечером, когда солнышко скрылось за горизонтом, воробей увидел, что сугроб исчез, а вместо него висят сосульки. И он спросил их:
—Вы кто?
—Мы — сосульки! — гордо зазвенели они.
—А откуда вы взялись и где мой друг сугроб? — спросил у сосулек воробей.
(Ребята, куда исчез сугроб и откуда появились сосульки) Сосульки ответили:
— А мы и были сугробом, снежинками. Когда солнышко пригрело, мы начали
таять и превратились в воду, которая стала стекать с крыши и падать
на землю. К ночи температура понизилась, и та вода, которая не
успела стечь вниз, замерзла. Вот так получились мы — сосульки.
—А давайте с вами дружить.
—Давай, - ответили сосульки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем закончилась дружба воробья с сосульками.
Опыт «Таяние снега».
Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.
Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на солнце и т. д.
Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.
Опыт «Таяние льда».
Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.
Использование готовых сказок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку.
Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе гостинцев. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке играть, а сама побежала с подружками гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их, увидела — стоит печь.
Девочка: - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: - Скажу, если поможешь мне тесто замесить и пирожков налепить.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке и налепим пирожков.
Опыт №1 «Пирожки»
Воспитатель: для начала мы с вами вымыем руки, а теперь приступаем к замешиванию теста. (В стакан с водой добавим одну ложечку соли и размешаем, что происходит (соль растворяется) теперь добавим одну ложечку сахара в воду. Что происходит? (сахар растворяется). Теперь нам надо с вами замесить тесто.
У нас с вами естьт красивая миска, в нее мы с вами выльем воду, берите стаканчики с мукой и высыпайте их в миску с водой, а теперь вымешиваем тесто.
Вот теперь мы с вами будем пирожки лепить, сначала катаем тесто в руках, затем кладем шарик на доску прижимаем его ладошкой, чтобы получилась лепешечка, теперь берем ложечки и кладём начинку в серединку нашего пирожка, защипываем края.
С чем у нас будут пирожки (с яблоками) наши пирожки положим на поднос, а Машенька поставит их в печку печься. Берем салфеточки и вытираем руки.
Воспитатель: Прошептала печка Машеньке дальнейший путь. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
Девочка: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Ответишь правильно на мой вопрос, покажу! Почему нужно кушать яблоки, чем они полезны?
Опыт №2. «Исследование содержания железа в яблоках».
Проводим опыт на красном яблоке.
Разрезали красное яблоко пополам, рассмотрели с ребятами поперечный срез красного яблока. Разрезали лимон. Вика одну половинку яблока смазала лимонным соком, а вторую половинку красного яблока ребята положили на тарелку срезом вверх. То же самое, в той же последовательности проделали с зелёным яблоком. Ребята положили обе половинки зелёного яблока на тарелку срезом вверх и стали наблюдать за изменениями. Через некоторое время одна из половинок яблока, не смазанная лимонным соком потемнела, а та, что была «защищена» лимонным соком, осталась белой.
Вывод. Потемнение происходит из – за окисления железа, которое содержится в яблоках, кислородом воздуха. Кислота, которая содержится в лимонном соке, защищает срез яблока от окисления и замедляет процесс окисления.
Воспитатель: Поблагодарила яблонька Машеньку и показала ей дальнейший путь. Побежала девочка дальше. Течет река молочные берега.
Девочка: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: - Сможешь сделать так, чтобы я стала красивой — скажу.
Девочка: - Постараюсь…
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке украсить речку разноцветным узором.
Опыт №3
Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Пусть молоко некоторое время постоит в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуры. В тарелку с молоком добавляем пипеткой несколько капель красителей разных цветов. Берем ватную палочку, окунаем ее в шампунь, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.
Вывод: Шампунь вступает в реакцию с молекулами жира в молоке. Молоко начинает двигаться, а цвета — перемешиваться!
Воспитатель: Поблагодарила речка Машеньку и показала куда гуси-лебеди полетели.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит — сидит под пеньком ёж.
— Ёжик, ёжик,— спрашивает Маша,— не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Ё жик говорит:- Сможешь, мне помочь, определить, какие яблочки спелые, а какие зеленые? — скажу.
Девочка: - Конечно помогу!
Опыт №4. «Яблочки».
(В одной тарелке лежат дольки сладких яблок, а во второй кислых, по количеству детей)
Воспитатель: Чтобы ответить на первое задание яблоньки, нужно попробовать, какие сладкие яблоки, а какие сладкие. (Дети пробуют яблоки с первой тареки, а затем со второй и делают вывод, что красные яблоки сладкие и спелые, а зеленые – кислые.)
Воспитатель: Яблочки могут быть разными и иметь свой вкус.
Воспитатель: А теперь поможем Машеньке положить в одну корзинку сладкие, а в другую кислые.
— Спасибо, Машенька!Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга сидит. А на лавочке - братец, играет. Девочка подошла к избушке:
Девочка: - Здравствуй, бабушка!
Баба Яга: - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Девочка: - Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Баба Яга: - Садись, а я баньку пойду истоплю.
Воспитатель: Баба-яга пошла баню топить. Машенька схватила Иванушку и побежала. Подбежали они к речке, перепрыгнули ее в узком месте, мимо яблоньки пробежали – поклонились, печке – воздушный поцелуй послали, да и воротилися домой. А тут и отец с матерью пришли, да и гостинцев принесли.
- Ребята, скажите, в какой сказке мы побывали сегодня? А для чего мы отправлялись в сказку Гуси лебеди? Мы справились со всеми заданиями?
Использование сказок придуманных детьми вместе с воспитателем.
После дождя на дорожке появилась лужа. Ах, какая я красивая! - сказала лужа. - Посмотрите на меня, я похожа на на большое зеркало. Но ее никто не слышал. По небу плыли серые тучи. Лужа крикнула им, чтобы они посмотрели на нее и полюбовались собой глядя в ее зеркальную воду, но они не слышали. К луже подлетали воробья, купались в ней и чистели свои перышки. - Вы кто? - спрашивала лужа, - зачем вы делаете меня мутной? Вдруг к луже подбежал мальчик и стал бить по ней палкой, а потом и бегать. -Кто бегает по мне? - спросила лужа. Но никто ее не слышал. Вода в луже стала грязной. Когда мальчик убежал домой лужа стала приводить себя в порядок. На небе появилось солнце. - Эй, солнышко, посмотри какая я красивая! Услышало солнце лужу, посмотрело на нее. Сначало вода в луже стала теплой, потом горячей, потом от лужи пошел пар. - Ой, не надо на меня больше смотреть! - кричала лужа, но солнце ее не слышало и от лужи осталось мокрое место.
Из-за чего происходит испарение?
(Представьте себе, что вода, как и все вещества, состоит из мельчайших частичек - молекул. Они держаться друг за дружку и поэтому, например, мы наблюдаем воду в луже или в стакане. Но если мы начнем нагревать воду, то мельчайшие частички начнут разлетаться друг от друга и улетят в воздух. Вот этот процесс вылета частичек - молекул и называется испарением. Так что, когда вода высыхает, это означает, что она превратилась в газ или пар и стала частью воздуха)
Опыт «Испарение воды».
Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Уважаемые коллеги!
Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности.