Анаит Долгих
Конспект НОД по системе физического воспитания Н. Н. Ефименко «Крымская осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “
ДЕТСКИЙ САД №4”ТЕРЕМОК ”г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "
МАСТЕР-КЛАСС
для воспитателей средних групп города
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я расскажу Вам о Н. Н. Ефименко и его авторской системе по физическому воспитанию.
Публикация «Конспект НОД по системе физического воспитания Н, Н, Ефименко „Крымская осень“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Познакомилась я с этой системой более 10 лет назад. Дело в том, что Николай Николаевич несколько лет подряд проводил у нас в городе семинары. Это было в 2000х годах, я была на всех его семинарах, после чего и заинтересовалась его системой физического воспитания.
Николай Николаевич Ефименко доктор педагогических наук, доцент, независимый эксперт по физическому воспитанию и оздоровлению детей и взрослых, руководитель авторского педагогического центра, руководитель "Театра горизонтального пластического балета". Он автор 10 книг, трёх государственных программ, более 30 методических разработок, а также множества статей по различным аспектам диагностики и физического развития детей.
Много внимания Н. Н. Ефименко уделяет детям больным ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за что в ноябре 2014г. и получил докторскую степень по теме "Основы коррекционно-направленного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата".
Для нас с вами, самым главным и интересным его достижением является создание программы "Театр физического воспитания дошкольников". Отличительной чертой этой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией и методикой. Красной нитью через всю систему проходит мысль о необходимости превратить казенные, однообразные занятия по физкультуре в увлекательные занятия спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому и интеллектуальному развитию. Даже названия его занятий говорят сами за себя: "Любознайки","Сказка о любопытном солнечном зайчике","Путешествие дождевой капельки", и т. д. и все занятие проходит в игровой форме с учетом этой темы.
В чем же суть авторской системы Н. Н. Еефименко?
А суть состоит в том, что все упражнения по его системе проводятся в определенной последовательности, вот в такой:
- упражнения в положении лежа на боку;
- упражнения в положении лежа на спине;
- упражнения в положении лежа на животе;
- упражнение - ползание по-пластунски;
- ползание на низких четвереньках
- ползание на средних четвереньках
- ходьба на высоких четвереньках
- упражнения в положении сидя;
- упражнения в положении стоя на коленях;
- упражнения на четвереньках;
- упражнения в положении стоя;
- ходьба;
- бег (и далее к более сложным движениям - лазанье, прыжки).
В соответствии с этим у Н. Н. Ефименко выделены основные двигательные режимы – лежачий, ползательный,
сидячий, стоячий, ходьбовой, беговой.
Из этих двигательных режимов вытекает 8 золотых формул двигательного развития, которые и стали методическим фундаментом нового подхода к физическому воспитанию детей.
1 золотая формула гласит: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из "лежачих" или горизонтальных положений с постепенным увеличением нагрузки.
2 золотая формула трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее: В любом из исходных положений (лежа, стоя на четвереньках, сидя, стоя на коленях) разумно начинать упражнения с более низких поз и лишь затем переходить к максимально высоким.
3 золотая формула сформирована так: в любом исходном положении разумно начинать из позы "эмбриона"(поза группировки, закрытого бутона, с постепенным выпрямлением и разведением туловища и конечностей)
4 золотая формула: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой, затем движения плечевого пояса, рук, далее включаются мышцы туловища, потом тазового пояса, нижние конечности, и наконец, ходьба, бег, прыжки.
5 золотая формула: работая над конечностями ребенка, первыми надо выполнять движения близлежащих к туловищу суставов (плечевых, тазовых, а затем отдаленные от туловища (локтевые, коленные) и наконец самые мелкие (кистевые, голеностопные).
6 золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение ребенка во время упражнений, тем медленнее, спокойнее будут его движения, и наоборот, чем выше - тем более быстрые движения.
7 золотая формула: чем ниже и горизонтальнее положение тела человека - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, и наоборот, чем выше и вертикальнее тело, тем более напряженным является мышечная деятельность.
8 золотая формула: для крупных, близлежащих к туловищу мышц (плеча, груди, живота, спины и таза) естественным являются медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые и частые движения.
В соответствии с золотыми формулами Н. Н. Ефименко раскрывает новые формы применения музыки: так в начале занятия предлагается музыка тихая, спокойная; для повышения внимания детей - с постепенным увеличением громкости, во время финального пика - громкая по звучанию, а в конце занятия - тихая. Автор подчеркивает, что музыкальное сопровождение на занятии положительно влияет на качество движений детей.
То, с чем я вас познакомила сегодня - это только небольшая часть системы Николая Николаевича Ефименко. У него есть физкультурнки, горизонтальный пластический балет, комплексы гимнастики пробуждения. Существуют сценарии его занятий, на основе которых можно составлять занятия для себя.
Итак, теперь мы на практике применим все рекомендации Н. Н. Ефименко. Сейчас я проведу с вами непосредственную образовательную деятельность по физическому воспитанию, с использованием авторской системы Н. Н. Ефименко, которая называется "Крымская осень".
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО АВТОРСКОЙ СИСТЕМЕ Н. Н. ЕФИМЕНКО
. Тема: ”КРЫМСКАЯ ОСЕНЬ”
Наступила золотая осень,все деревья и кусты оделись в золотое убранство,звери и насекомые готовятся к холодной зиме,только разноцветные листочки не хотят покидать свои любимые дома. Они медленно опускаются на землю,где и проведут всю зиму. Только на земле они могут отдохнуть. Дует легкий осенний ветерок и раскачивает их с боку на бок.
1. "Листья перекатываются"
И. п. лежа "поза эмбриона"- перекатывание с боку на бок (6-8 раз).
Листочки проснулись и смотрят друг на друга.
2. "Листья смотрят друг на друга"
И. п. лежа,повороты головой вправо-влево (6 раз).
Появилось солнышко и листочки потянулись навстречу теплым лучам.
3. "Тянемся к солнцу"
И. п. лежа на спине,сгруппировавшись,"раскрываться" разводя в стороны руки и ноги (6-8 раз).
Подул ветер и ветки деревьев начали качаться. Мы все веточки.
4. "Ветки качаются"
И. п. лежа на спине,прямые движения руками и ногами (2-3 подхода).
Ветер усиливался так,что стал поднимать листья с земли.
5. "Осенние листья"
И. п. лежа,опереться руками,ноги согнуты в коленях - поднимаем туловище вверх-вниз (6-8 раз).
Заботливые "веточки-мамы" защищали оставшиеся листья от ветра.
6. "Заботливые мамы" (на живот)
И. п. лежа на животе,одновременное поднимание рук и ног верх-вернуться в и. п. (5-6 раз)
Иногда на ветку садилась какая-нибудь птичка и начинала смешно вилять хвостиком.
7. "Вертихвостики"
И. п. стоя на низких четвереньках движения тазом (имитация птичьего хвостика).
Но наши веточки не растерялись и весело прогнали птиц.
8. "Улетай,птичка"
И. п. стоя на средних четвереньках,взмахи ногами поочередно вверх (по 4 раза).
А листочки все падали и падали,но они не грустили,они весело приветствовали друг друга.
9. "Приветствие"
И. п. средние четвереньки,ползание друг к другу вперед и назад (4-6 раз).
Очень часто мимо листочков ползали муравьи,они тащили в муравейник то соломинку,то личинку,готовясь к зиме.
10. "Муравьи-труженики" (мы муравьи)
И. п. высокие четвереньки-ползем друг за другом.
Иногда листочки замечали как к ним приближается что-то страшное с щупальцами-лапками и начинает плести свою сеть-паутину. Конечно же это был паук.
11. "Страшный паук"
И. п. сидя,руки в упоре за спиной,передвижения ногами вокруг себя в одну и другую стороны (по 2 раза).
Крымская осень приносила новые встречи,например с улитками. Эти интересные создания передвигались по стволу дерева,неся на себе свой домик. (теперь мы улитки)
12. "Улитки"
И. п. сидя,руки к голове (как рожки,передвигаться вперед-назад (3-4 раза).
А вот и появился жук-рогач,который ползет по ветке и недовольно бурчит "Бу-бу-бу" (мы жуки).
13. "Жук-рогач"
И. п. стоя на коленях идут друг за другом.
А наши листочки,взявшись за руки,весело гуляют.
14. "Листья гуляют"
И. п. сидя на корточках передвигаются по кругу в парах.
После веселой прогулки листочки шепчутся друг с другом.
15. "Листья шепчутся"
И. п. стоя,наклон с полуприседью друг к другу "Шу-шу-шу" (6-8 раз).
Подружившись,листочки с радостью завели свой веселый танец.
16. "Веселый танец"
И. п. стоя парами,взявшись за руки,ходьба друг к другу,бег приставным шагом по кругу (4 раза).
А что это за красивая птичка села на ветку?Это ласточка,она готовится к отлету в теплые края.
17. "Ласточка"
И. п. стоя,поза ласточки на одной ноге,а затем на другой ноге (по 4 раза).
Ласточка отдохнула,расправила свои крылья и полетела.
18. "Ласточка улетела" (бег друг за другом со взмахами рук).
А мы листочки с радостью потанцуем.
19. "Танец листьев”
Вальсирующая ходьба-покружится (3 шага вперед-покружиться).
Сейчас мы,дети,походим,отдохнем,подышим подняв руки вверх-вдох,вниз-выдох.
Дети выходят из зала.
27 ноября 2015 г воспитателя Долгих А. Э.