Мария Сердюк
Мастер-класс «Оригами как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Мастер-класс «оригами как средство развития речи детей дошкольного возраста
2 слайд Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Организовывая этот мастер-класс, я ставила для себя следующую цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов по использованию техники оригами в работе с детьми, направленной на развитие речи дошкольников. А также обозначила задачи:
Публикация «Мастер-класс „Оригами как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Познакомить педагогов с техникой оригами как средство развития речи детей дошкольного возраста.
2. Развить конструкторские и творческие способности педагогов.
3. Вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
3 слайд Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.
4 слайд Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами-это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
5 слайд Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут «тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
6 слайд Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
7слайд Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Меня, как педагога, работающего с логопедическими детьми, заинтересовала возможность использования техники оригами для развития речи как во время проведении организованной деятельности детей, так и в других видах деятельности.
8 слайд Оригами - позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес
9 слайд Работая над оригами, дети учатся ориентироваться на квадратном листе бумаги: верхние и нижние левые и правые углы, пополняют словарь такими понятиями как диагональ, пополам, обобщают названия геометрических фигур. В течение дня оригами мы используем в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх, при проведении подвижных игр, в ознакомлении с окружающим, при изготовлении поделок и поздравительных открыток к праздникам.
10 слайд Сегодня я поделюсь своими наработками, формами, методами и приёмами. Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново
11 слайд Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать сказки. Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему
12 слайд Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть. Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости. После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше.
13 слайд Во время работы ведётся беседа с детьми. Задаются вопросы: что мы делаем, какой угол надо загнуть? Как ты будешь играть с этой игрушкой? и т. д. Развивается монологическая речь. Дети придумывают рассказ или сказку о своей игрушке, тем самым обучаем детей пересказывать текст, учим описывать свою игрушку. Можно поиграть со своей игрушкой: с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог, второй и т. д. Работа строится поэтапно. Первоначально надо заинтересовать детей. Для этого лучше всего подходит сказка, которую показывает взрослый с помощью игрушек, сделанных способом оригами. Эту сказку дети учатся пересказывать. На этом этапе дети учатся выполнять простейшие игрушки, изучая математические понятия: диагональ, пополам, к середине загнуть уголки фигуры и т. д
14 слайд На втором этапе постепенно шаг за шагом осваиваются новые приёмы работы с бумагой. Важно, чтобы все этапы складывания игрушек дети проговаривали. Если дети затрудняются, желательно привлекать к помощи других детей
15 слайд Третий этап работы – продуктивный, самый интересный, но не менее сложный. Этот этап интересен тем, что у детей наработана определённая база знаний умений, а это позволяет от изготовления отдельных фигурок перейти к выполнению сюжетно-тематических композиций. При этом у каждого ребёнка появляется возможность активно использовать свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной лексической темы. На этом этапе дети придумывают сказки и рассказы о своих игрушках. Целенаправленная работа по оригами увеличивает объём знаний и представлений об окружающем их мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
16 слайд Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.