Татьяна Погодаева
Мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физкультурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» «Голосок»
Мастер – класс
«Танцевально – ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Плынская Т. Ю.
Братск - 2016 г.
Введение
Публикация «Мастер-класс „Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физкультурой“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Ритмическая гимнастика
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель: систематизация представлений у педагогов о танцевально – ритмической гимнастики, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Ход:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен танцевально – ритмической гимнастики, которую можно использовать как средство физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников. Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение за компьютером только усугубляет ухудшение здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка накладывается на нервную систему. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье детей.
В течении трех лет я работаю по теме «Влияние ритмопластики на физическое развитие детей дошкольного возраста. Кроме этого я веду кружок дополнительного образования по хореографии. За основу я беру программу по танцевальной гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ», библиотека программы «Детство». В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни. Поэтому я решила использовать танцевально-ритмические движения не только в рамках хореографического кружка, но в физкультурно-оздоровительной работе в целом.
Уважаемые коллеги! Как вы поддерживаете свою двигательную активность? Как вы поддерживаете двигательную активность своих воспитанников?
Сегодня я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников - это танцевально-ритмическая гимнастика.
Презентация «Танцевально-ритмическая гимнастика для детей старшего дошкольгого возраста на занятиях физкультурой»
Танцевально-ритмическая гимнастика– это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. (слайд №1)
Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. (слайд №2)
Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики (слайд №4, общеразвивающие упражнения (слайд №5, свободную пластику (слайд №6, суставную гимнастику (слайд №7, элементы современного танца (слайд №8). Это своеобразный синтез гимнастики и йоги (слайд №9, классического балета и аэробики (слайд №10, народного танца и диско (слайд №11)
Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно-
бытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок,
брейк, фанк и др.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения
асимметричных движений.
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии
движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической
разрядки.
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры
движений.
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений
(слайд №12)
Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя (слайд №13, сидя (слайд №14, лёжа на спине (слайд №15, на животе, на боку (слайд №16, в различных упорах (слайд №17).
В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят : бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. (слайд №18)
Из упражнений составляются комплексы, которые включают в себя 3 части: вводную – это упражнения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку. Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса. Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стрейчинг (упражнения на растяжку). Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа. (слайд №19)
- В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.
Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.
Направленности танцевально-ритмической гимнастики.
Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.
Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.
Воспитательная направленность воспитывает положительные, нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. (слайд № 20)
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .
Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Движения выполняются по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности их выполнения.
Когда дети запомнили комплекс движений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать на праздниках и развлечениях.
Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:
- Как часть занятия по физической культуре;
- Вместо динамической паузы ;
- На празднике или развлечении;
- При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец). (слайд №21)
Я предлагаю вашему вниманию несколько комплексов танцевально-ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста (видео №1, №2, № 3, №4.)
Занимаясь ритмопластикой в течении трех лет и посещая кружок хореографии мы добились хороших результатов:
- Диплом за 2 место «Дошкольник 21 века» (слайд №22, 23);
-Диплом за 1 место «Маленькая страна» (слайд № 24,25);
- Благодарность за участие в городском флешмобе «Читай всегда, читай везде» (слайд №26,27);
-Участие в благотворительных концертах (слайд 28,29);
- Принимаем активное участие в праздника, развлечениях и концертах в ДОУ (слайд №30).
Имитационная игра:
А сейчас, уважаемые педагоги, я приглашаю всех выполнить комплекс с элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы «Бременские музыканты».
Комплекс танцевально - ритмической гимнастики «Бременские музыканты»
(музыка из мультфильма «Бременские музыканты»)
1 часть: Вводная.
1. Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.
2. Ходьба с движениями рук «звездочки» 1-4 – руки вверх, 5-8 руки к плечам.
3. «Хлопушки» - ходьба на носках, с хлопками рук над головой.
4. «Вертушки» - ходьба на пятках, сдвижением рук перед грудью «вертушка».
5. Ходьба пружинистым шагом, корпус отпущен вниз, руки тянуться к полу «тряпошные куклы».
6. «Сосны» - ходьба с высоким подниманием колена, руки вверх.
7. Боковой галоп, с хлопкам над головой.
8. «Хлопушки» - 1,2 –выпад через прыжок вправо, хлопок возле правого уха; 3,4- то же влево. 5-8 – четыре подскока.
9. Бег с высоким подниманием бедра.
10. Спокойный шаг с престроением.
2 часть: Основная.
1. «пружинка» - пружинистые движения ногами с хлопками над головой.
1. «притопы» - шаг на месте, ноги широко расставлены, в полуприсяде, колени смотрят в стороны.
2. «притопы с пяткой» - притоп левой ногой, правую ногу выводим на пятку, то же с другой ногой.
3. «Дрожалка» - ноги широкой стойкой, в полуприсяде, сведение и разведение колен.
4. «выпады» вправо влево поочередно.
5. «фонарики» - пружинистые движения ногами с выведением рук вправо вверх, влево вверх, кисти ук работают как «фонарики».
6. «квадрат» - прыжки по четырем точкам, с добавлением движением рук «вертушка».
7. Прыжки с высоким подниманием бедра, с хлопком под коленом, поочередно правой и левой ногой.
8. Прыжки с хлопком по пятке, поочередно правой и левой ногой.
Упражнения на полу:
1. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, движения стопами «носочки поссорились».
2. «Паровоз» - сидя на полу, движения бедрами с продвижением вперед на счет 8, то же назад.
3. «Березка» - стойка на лопатках.
4. Сидя на полу, ноги в стороны, сгибание и разгибание ног в колене поочередно правой и левой ногой, 1,2-правой, 3,4-правой, 4 хлопка вытянутыми рукам перед грудью «пушка».
5. «Муха» - стопы вместе, колени в стороны, движения коленями вверх-вниз.
6. «Моталочка» - упор на предплечье, нои согнуты в коленях, поочередные движения ногами вверх-вниз.
7. «Бабочка» -упор на предплечье, ноги прямые вверху, сведение и разведение ног в стороны.
8. «Березка» см. упр. № 3
9. Повтор упр. №4 «Пушка»
10. Лежа на животе, «рыба» - руки вытянуты вперед, ноги вместе, 1-8 – ноги руки оторвать от пола, поочередные движения руками и ногами.
11. «Клубок» - упор на колени, свернуться в «клубок»
12. «Звезды» - на раз- из положения «клубок» встать на колени, руки вверх, пальцы раскрыты, на два – в и. п. «клубок».
Упражнения стоя:
1. «Хлопушка» - выпады вправо и влево через прыжок, хлопок возле правого и левого уха.
2. «Пиф-паф» - прыжком ноги в широкую стойку, наклон вперед, руки вытянуть вперед, кисти соединить ладонями.
3. «Твист» - закручиващиеся движения ног с приседанием.
4. Выпады – 1,2-выпад вправо на левое колено. 3,4- то же влево на правое колено.
5. Прямой галоп по кругу с движением рук.
Заключительная часть: упр. На расслабление (дыхательные упражнения стоя)
1. «Солнце»- 1-4 присесть, 5-8 встать, округленные руки поднять наверх.
2. Поворот вокруг на носках, округленные руки наверху.
3. «Стена» - руки в стороны, ноги в широкой стойке. Покачивания влево и вправо.
4. «Радуга»- Приседания с движениями рук, полукруг рукам вверху (рисуем радугу).
5. Повтор упр. «солнце» №1
6. «Свечка» - руки наверху над головой, ладони вместе. Медленно присесть, и выпрямиться в и. п.
Моделирование
Педагогам предлагается разделиться на группы. Каждой группе предлагается музыка, под которую они должны придумать танцевальную композицию, и показать ее коллегам.
(Педагоги занимаются постановкой и показом танцевальных композиций).
Уважаемые коллеги большое спасибо за ваши яркие выступления, и за активное участие в мастер-классе. Надеюсь, вы все получили большое удовольствие от нашего сотрудничества!
Рефлексия:
Завершая свой мастер – класс, я предлагаю вам выразить свой интерес к теме, своё отношение к содержанию мастер-класса с помощью смайликов :
веселый - всё понравилось, хочу использовать в своей практике,
интересно, познавательно.
спокойный - понравилось, но некоторые идеи были спорными.
грустный - идеи не заинтересовали.
Рефлексия «Чему я научилась»
Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:
Я научилась…
Я узнала, что…
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Мне сегодня…
Уважаемые педагоги, спасибо за внимание! Надеюсь мастер-класс был для вас полезным!