МААМ-картинки

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Екатерина Кононова
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Кононова Е. С ЧДОУ "Родничок" г. Пермь

Обычно у детей очень много вопросов: «От чего и почему? Как? Зачем? А что будет?» Дети дошкольного возраста очень наблюдательны, они по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые получены репродуктивным путем. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходящим своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. В качестве основных мы выделяем следующие задачи:

Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними (упорядочивать свои представления о мире).

2. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

3. Создать необходимые для этого организационно-педагогические условия. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты.

Детям свойственно проявлять познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Это способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Для поиска ответов на бесконечные детские вопросы мы проводим занимательные и увлекательные опыты в непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и пр. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Мы стараемся создать благоприятные условия для детского экспериментирования. В нашей группе функционирует «Центр науки». Для поддержания интереса к экспериментированию мы предлагаем детям такие задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В центре науки (экспериментирования) ребят ждут персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Эти герои участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят в своих больших карманах и рюкзачках интересные вещи юным исследователям – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. В нашей группе созданы условия и для самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – все проделывают сами, самостоятельно рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Самостоятельная экспериментальная деятельность детей часто перерастает в реальное творчество. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают ход опыта и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. В самостоятельном экспериментировании детей для нас особенно ценно то, что данная деятельность не задается нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом, взрослый должен выступать не в качестве педагога-наставника, а быть равноправным партнером, соучастником эксперимента. Это позволит ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. При организации процесса познания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (аллергопатологией) мы создаем необходимые гипоаллергенные, безопасные условия. Педагогическая деятельность с ребенком осуществляется через специальные средства, формы, методы и приемы, которые позволяют сформировать у ребенка знания и навыки безопасного контакта с окружающим миром. Чем больше ребенок усвоит безопасных методов обследования, тем меньше вероятность возникновения аллергической реакции. Уже сейчас видны результаты нашей работы. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования центра науки. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые простые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Родители принимают активное участие в образовательном процессе. Мы проводили конкурс на лучший семейный проект «Центра науки». Родители оказывают помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами «Центра науки». Помимо этого, родители способствуют удовлетворению познавательных интересов ребенка экспериментированием в домашних условиях. Итак, детское экспериментирование способствует и обогащает детей дошкольного возраста знаниями, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, учит ребенка самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка и его социализацию. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности Тема: «Вода-водица» Программные задачи ОО «Познавательное развитие»: Продолжать формировать представления о предметах ближайшего.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Песочная страна»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Песочная страна» Цель: познакомить со свойствами песка сухой, сырой, сыпется, зимой замерзает; Задачи - Познакомить с техникой рисования на песке; - развивать.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Проект экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Тайна песка»Проект экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Тайна песка» Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. Ежедневно можно организовать различные мероприятия в группе и на прогулках,познакомить детей.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Видео Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Анализ методического сопровождения экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер. Понятие о том, что педагог живет до тех пор, пока он учится.

План самообразования «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Детский сад работает над проблемой: «Развитие экологической культуры дошкольников» Тема самообразования: «Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 21:19
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кононова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД