Екатерина Кононова
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Кононова Е. С ЧДОУ "Родничок" г. Пермь
Обычно у детей очень много вопросов: «От чего и почему? Как? Зачем? А что будет?» Дети дошкольного возраста очень наблюдательны, они по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые получены репродуктивным путем. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходящим своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. В качестве основных мы выделяем следующие задачи:
Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1. Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними (упорядочивать свои представления о мире).
2. Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
3. Создать необходимые для этого организационно-педагогические условия. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты.
Детям свойственно проявлять познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Это способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Для поиска ответов на бесконечные детские вопросы мы проводим занимательные и увлекательные опыты в непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и пр. В процессе непосредственно образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Мы стараемся создать благоприятные условия для детского экспериментирования. В нашей группе функционирует «Центр науки». Для поддержания интереса к экспериментированию мы предлагаем детям такие задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В центре науки (экспериментирования) ребят ждут персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Эти герои участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят в своих больших карманах и рюкзачках интересные вещи юным исследователям – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. В нашей группе созданы условия и для самостоятельной экспериментальной деятельности детей. Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – все проделывают сами, самостоятельно рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенок. Самостоятельная экспериментальная деятельность детей часто перерастает в реальное творчество. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают ход опыта и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. В самостоятельном экспериментировании детей для нас особенно ценно то, что данная деятельность не задается нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом, взрослый должен выступать не в качестве педагога-наставника, а быть равноправным партнером, соучастником эксперимента. Это позволит ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. При организации процесса познания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (аллергопатологией) мы создаем необходимые гипоаллергенные, безопасные условия. Педагогическая деятельность с ребенком осуществляется через специальные средства, формы, методы и приемы, которые позволяют сформировать у ребенка знания и навыки безопасного контакта с окружающим миром. Чем больше ребенок усвоит безопасных методов обследования, тем меньше вероятность возникновения аллергической реакции. Уже сейчас видны результаты нашей работы. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования центра науки. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые простые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Родители принимают активное участие в образовательном процессе. Мы проводили конкурс на лучший семейный проект «Центра науки». Родители оказывают помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами «Центра науки». Помимо этого, родители способствуют удовлетворению познавательных интересов ребенка экспериментированием в домашних условиях. Итак, детское экспериментирование способствует и обогащает детей дошкольного возраста знаниями, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, учит ребенка самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка и его социализацию. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.