Вячеслав Кузнецов
Мастер-класс «Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений
«Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников»
Цель: Вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Обучить педагогов простым приемам игры на деревянных ложках индивидуально и в ансамбле.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, повысить уровень профессиональной компетентности.
3. Прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.
План проведения мастер-класса.
1. Сообщение темы и обоснование ее выбора.
2. Обучение приемам игры на музыкальных деревянных ложках.
3. Исполнительское творчество педагогов в ансамбле ложкарей.
4. Итог работы.
Ход мастер – класса :
1. Сообщение темы и обоснование ее выбора.
Добрый день. Уважаемые коллеги! Тема мастер класса «Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников».
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
- в непосредственной образовательной деятельности;
- в театральной деятельности;
- выступления на праздниках;
- кружковая работа.
В разных видах деятельности – пение, слушание музыки, музыкально – ритмическое движение.
Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.
Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из березы, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родители расписывали ложки, они их давали детям поиграть. Малыши поняли, что если постучать ложкой о ложку, получится звук, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
2. Обучение приемам игры на музыкальных деревянных ложках.
Ложка состоит из следующих частей: ручка, «черпачок», «щечка».
Ложки в двух руках держат за ручки, выполнять удары можно следующими приё мами:
1. «Ладушки» : одновременно двумя руками «щёчкой» по «щёчке».
2. «Блинчики» : ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке»левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
3. «Тарелочки» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
4. «Бубен» : одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».
5. «Солнышко» : круговые движения руками перед собой.
6. «Качели» : удары сверху-вниз одновременно двумя ложками.
По сути получается один и тот же звук в некоторых приемах, но красота исполнения становится гораздо ярче,
Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке, другая в левой руке приёмом «коробочка» («черпачок» зажат в ладони, ручка направлена вверх).
Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.
Также существуют приёмы игры на ложках в парах :
1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках «черпачком» к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).
2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).
3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга.
4. «Ладушки» : «раз» - удар в свои ложки, «два» - правой ложкой по правой ложке друг друга, «три» - удар в свои ложки, «четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.
Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.
Кроме того, можно играть на ложках в одной руке.
В следующих приёмах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.
Приё мы игры:
1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.
2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу) : Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.
3. «Тремоло» : ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.
4. «Качалочка» : ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладоне, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.
5. «Уголок» : Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая, затем по ладони (длительность четвертная).
6. «Соседи» :
а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
в) «раз» удар по колену, «два» удар по ладони слева, «три» удар по колену, «четыре» удар по левой ладони соседа справа.
3. Исполнительское творчество педагогов в ансамбле ложкарей.
Вот мы и разучили самые простые приёмы игры на ложках. И сегодня мне бы хотелось сыграть с вами в ансамбле ложкарей. Вам необходимо внимательно на меня смотреть и повторять разученные приемы игры на ложках вместе со мной. Импровизация приветствуется. Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Исполняется р. н. п. «Субботея» с ложками (по показу)
Молодцы! У нас все прекрасно получилось! Как вы себя почувствовали в ансамбле ложкарей?
4. Итог работы
Вот видите, что может получиться при помощи вот этих простых деревянных ложек. Надеюсь, освоенные вами приемы вдохновят вас и помогут в дальнейшей работе с детьми
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.
Всего вам доброго! Спасибо за помощь.