Наталия Владимировна Блинова
Мастер-класс «Технология ТРИЗ в процессе речевого развития детей»
Цель: систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ-педагогики, способствовать формированию творческо-инициативной личности.
Задачи:
Научить составлять творческие рассказы по картинкам.
Развивать креативность педагогов, их инициативу.
Воспитывать взаимопонимание, уважение к окружающим.
Аудитория: педагоги ДОУ
Оборудование: компьютер, проектор, экран пособие «Улитка».
Раздаточный материал: картинки сюжетные и предметные, журналы, основа для коллажа, ножницы, клей, ручка, лист бумаги.
Введение:
Публикация «Мастер-класс „Технология ТРИЗ в процессе речевого развития детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе «Технология ТРИЗ в процессе речевого развития детей», где наши педагоги проявят чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ.
- Теория решения изобретательских задач – созданная в 1946 г., Генрихом Сауловичем Альтшуллер послужила толчком в разработке педагогических технологий, направленных на развитие творческих процессов подрастающего ребёнка в различных предметных областях.
Эта технология используются во многих видах образовательной деятельности дошкольного образования, но сегодня я хочу представить вам её в рамках проявления детской инициативы в процессе речевого развития детей, их речевого творчества.
Целью её применения в образовательном процессе является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность с одной стороны и поисковой активности, стремления к новизне речи и творческого направления с другой.
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать: дидактические принципы, представленные на экране.
Его адаптированные методы в процессе развития речи дают несомненные преимущества:
возрастает познавательная активность детей;
создается мотивация для проявления творчества;
обогащается и активируется словарный запас детей синонимами, антонимами, словами с переносным значением;
повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами;
формируется осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
развивается нестандартное мышление.
Поэтому сегодня, я хочу Вас пригласить для составления творческих рассказов по картинкам.
Основная часть:
Прошу вас выйти ко мне «4-х» человек.
Правило:
Выложите понравившиеся вам картинки на улитку.
Ставя её, вы произносите предложение. Каждую последующую картинку вы связываете с предыдущей предложением. В конце вы придумываете своему рассказу название. Запомните свой рассказ и выберите представителя, который его расскажет.
- Выйдите еще 4 человека.
Правило:
Вклейте понравившиеся вам картинки в таблицу, а затем составьте по ним рассказ, выбрав направление рассказа по клеткам в коллаже. Придумайте название своему рассказу. Запомните свой рассказ и выберите того, кто расскажет всем ваш рассказ.
-А сейчас я приглашаю 8 желающих человек.
Правило:
Выберите понравившиеся вам картинки и оденьте их на себя. Посмотрите внимательно друг на друга. Встаньте парами. Сейчас мы будем играть с вами в игру «Ручеёк». Ведущий, выбирающий себе пару, составляет предложение, используя две картинки свою и соседа. Например: Туристы отправились в лес.
Итог:
Прошу одного человека, у мольберта, рассказать свой рассказ.
В чём, здесь детская инициатива? (Право выбора, умение договариваться, воспитываются лидерские качества)
- Теперь приглашаю группу с коллажем. Расскажите свой рассказ.
Обратите внимание на то, что составляя рассказ по коллажу можно менять начальную точку повествования, направление рассказа. Каждый раз будет получаться новый рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста мы используем 3-4 картинки, в старшем дошкольном возрасте 8-10. В чём здесь детская инициатива? ( Право выбора: картинок, направление рассказа).
- А сейчас прошу аудиторию вспомнить рассказ ручейка. Прочитайте получившийся рассказ. Давайте придумаем ему название.
Рефлексия:
Если вам понравилась технология ТРИЗ в развитие речи, то вы похлопайте, если нет – просто посидите.
Заключение:
Сегодня мы работали по технологии ТРИЗ. Особенность данной технологии в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, их можно соотнести с целевыми ориентирами на этапе завершения ребёнком дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет : Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 128 с.
Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). – СПб. : Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 288с.
Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.