Коршунова Елена
ТРИЗ как технология организации работы по ФЭМП в процессе внедрения ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления:
Гибкости,
Подвижности,
Системности,
Диалектичности,
Поисковой активности,
Стремления к новизне,
Развития речи,
Развитие творческого воображения.
Формы занятий по программе ТРИЗ
1. фронтальная
предполагает совместные действия всех учащихся объединения под руководством учителя
2. индивидуальная
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
означает самостоятельную работу каждого обучающегося
3. групповая
Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным.
Методы обучения по программе ТРИЗ
• Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа)
Беседа как диалогический метод обучения, является главным словесным методом реализации целей программы ТРИЗ.
• Наглядные методы обучения
Метод иллюстрирования - предполагается показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, зарисовок на доске и пр.).
Метод демонстраций предполагает демонстрацию кинофильмов, презентаций
• Практические методы обучения
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.
К графическим упражнениям по программе ТРИЗ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок.
«Фигуры»
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм. Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
«Где живёт» В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке
Где живет цифра 3? Д: В днях недели, в месяцах года,
В: Где живет цифра 5?
Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада
«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки). В: Как можно использовать веревочку? Д: Ей можно измерить все.
В: Например?
Д: Комнату, высоту дома, свой рост.
«Чем был - чем стал» В: Было числом 4, а стало числом 5.
Д: 4+1=5
В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
В: Было число 5, а стало3. В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
Д: 5-2=3
«Хвастуны».
Цель: подбор к одному объекту разнообразных свойств.
Ход: ведущий называет какое-либо качество, свойство объекта, а ребёнок, чей объект обладает этой характеристикой должен сообщить об этом – похвастать. Например,
В. –У меня цифра 5, она может обозначать число.
Р1: -Мои счётные палочки тоже могут обозначать число…
Р2: - Мои часы тоже показывают число.
«Мой подарок»
Цель: учить переносить функцию математических понятий на объекты и с достаточной степенью достоверности объяснять, как она ими используется.
Ход: Роль математического понятия берёт на себя ведущий, а дети принимают роль объектов окружающего мира (можно использовать картинки).
В: – Я–четырёхугольник, показываю форму и дарю своё дело (функцию) тебе (обращается к первому ребёнку).
Р1: - Спасибо. Я – туфелька, у меня четырёхугольный каблук, вырез, пряжка.
В: - Теперь своё умение я дарю тебе (обращается к следующему…
Р2: - Спасибо. Я – домик, у меня четырёхугольное окно, стены, двери, потолок.
«Я знаю пять…».
Цель: упражнять в классификации объектов.
Ход: Ведущий, подбрасываявверх и ловя мяч, произносит фразу: «Я знаю пять (называет классификационную группу). Затем мяч бросается каждому ребёнку поочерёдно, а дети называют объекты, принадлежащие данной группе.
Например
В: - Я знаю 5 геометрических тел…
Р. 1: - …шар…
Р. 2: - …конус…
И т. д.
При закреплении геометрических форм. В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.
Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…
В: А у стола что прямоугольное?
Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…
«Что умеет делать» В: Что может цифра «4»?Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы. В: Что может знак «+»? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.
3 «Раньше-позже» В: Какая часть суток сейчас?
Д: День. В: А что было раньше? Д: Утро. В: А раньше? Д: Ночь. В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… В: Какой сегодня день недели? Д: Вторник. В: А какой день недели был вчера?Д: Понедельник. В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…
Игра Пространственная «да – нет ка»(с игрушками, геометрическими формами)
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (затем дети делят лист по горизонтали:- Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине)
«Волшебный светофор» В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок. Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать. Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения. Воспитатель поднимает красный кружок. В: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике. Воспитатель поднимает зеленый кружок. Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.
«Теремок» (при закреплении геометрических фигур). Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.