Елена Ерохина
Мастер-класс «Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов-дошкольников
Задачи: Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Публикация «Мастер-класс „Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог будет иметь возможность провести опыт и определить свойства материалов.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…».
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Всё потому, что у детей дошкольного возраста наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года жизни – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисковой деятельности, стимулирует к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются хорошо и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
В своей работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – как будто фокусы, а для детей – это чудо. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «что?», «зачем?» и «откуда?».
На данном этапе перехода на ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
Сказка «Путешествие любопытного котенка».
-В одной деревушке, на одном дворе жил очень любопытный котенок. Его братья и сестры были послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором его двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке, шагая по ней, он вдруг заметил красивых насекомых. Ему очень захотелось разглядеть их поближе. Но как это сделать котенок не знал. Уважаемые коллеги, как рассмотреть насекомое, не имея увеличительного стекла? (Предположения педагогов.)
Опыт №1.
Поместим в емкость насекомое, у меня это божья коровка. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на насекомое через воду сквозь пищевую пленку, то мы получим эффект увеличительного стекла.
Итак, продолжаем сказку.
Полюбовавшись на насекомых, котенок отправился дальше и неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Котенок подумал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел в нее забраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет? (Предположения педагогов.)
Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.
Опыт №2
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. И лодка не тонет.
Сказка продолжается.
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, котенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Как вы думаете, какие это были цветы? (кувшинки).
Опыт № 3.
Возьмите, пожалуйста, заготовки кувшинок. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 4
Качаясь на лодочке, котенок заметил в воде что-то блестящее, это были булавочки. Они были такие красивые, что котенку захотелось их достать, чтобы подарить своим братьям и сестрам, но он тут же подумал, а как же я их достану? Уважаемые коллеги, как мы можем достать их из воды, не замочив рук? (магниты).
Я дарю вам эти булавочки и желаю, чтобы вы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу.
А мы продолжаем. Пока котенок думал, как ему достать булавочки, налетел ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. Котенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнышко. Котенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. Он осмотрелся и увидел еще, чьи то следы. Котенок был в недоумении, кто же это? (отгадывание по следам на песке). Предлагаю вам отгадать, чьи же это следы.
Опыт № 5
Если песок сухой, то он смачивается водой, чтобы было видно отпечатки на песке. У меня живой песок, смачивать его не надо. Отпечатки разных следов у меня изготовлены из пластилина, пожалуйста, рассмотрите отпечатки и выскажите свое мнение, чьи же это следы. (Отгадывание по следам на песке).
Итак, продолжаем.
Итак, наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, что решил прилечь и отдохнуть, посмотрев на небо, котенок увидел радугу. В следующем опыте предлагаю Вам самим сделать радугу.
Опыт № 6
Перед вами емкость с водой. Опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга. Ваши предположения, почему так происходит?
Вывод: Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле, состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается семь цветов радуги. Очень простой способ объяснить и показать детям, как появляется радуга.
Котенок уже отправился домой, но проходя мимо озера он увидел, как из под воды на поверхность поднимались пузырьки. Он остановился, полюбоваться на них.
Опыт № 7
Предлагаю вам тоже полюбоваться на красивые пузырьки.
Емкость на половину заливаем растительным маслом, после аккуратно вливаем воду. Масло остается на поверхности, а вода опускается вниз. Как вы думаете, почему это происходит? (Масло легче воды, у него меньше плотность, поэтому оно остается на поверхности). С помощью шприца аккуратно добавляем краситель. Когда краситель оседает и окрашивает воду, добавляем таблетку аспирина. И любуемся! Цветные пузырьки будут подниматься вверх.
Итак, наш котенок, наконец-то добрался до дома. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И, конечно же, у него осталось очень много вопросов, на которые он обязательно должен найти ответы.
В заключении я хотела бы сказать, что считаю экспериментирование в детском саду эффективной деятельностью, направленной на развитие познавательной активности дошкольников.
Экспериментальная деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, он привыкает действовать самостоятельно.
Уважаемые коллеги, на этом я заканчиваю свой мастер-класс и попрошу Вас взять цветные магнитики и оценить нашу с Вами работу.
Спасибо за участие!