Валентина Березина
Семинар для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов
тема: «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Цель семинара:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации задач приобщения детей к художественной литературе.
Задачи семинара:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
Публикация «Семинар для педагогов „Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Приветствие участников, объявление темы семинара – практикума, цели….
2. Вводная часть:
Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.
Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. Затем все садятся за столы.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Как приобщить детей к миру детской литературы? Современный ребёнок не знает, что книга - источник знаний. Задача взрослого - научить ребёнка «общаться» с книгой, ценить и любить её.
3. Проблема приобщения детей к художественной литературе в контексте реализации ФГОСДО
В ФГОС ДО проблема приобщения детей к художественной литературе рассматривается в образовательных областях: "Речевое развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"
Задание 1.
Итак, обратите внимание на карточки, на которых выделены задачи. Определите, какие из них на ваш взгляд относятся к области "Речевое развитие", а какие - к области "Художественно-эстетическое развитие"
"Речевое развитие":
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно
пользоваться речевым дыханием.
Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности)
- Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
"Художественно-эстетическое развитие":
Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).
Вывод:
В контексе решения задач речевого развития художественная литература выступает как средство обогащения словаря детей, формирования навыков связной речи, развития речевого дыхания.
В контексте решения задач художественно-эстетического развития воспитательная функция художественной литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Ключевые слова в задачах – художественный вкус, чувства, выразительность, красота и т. д.
4. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой.
При ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы литературного развития детей.
Задание2 : Подобрать приемы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах по 3 человека:
Словесный метод. Приёмы: Чтение произведений. Чтение с продолжением.
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению, о книге, после чтения
Прослушивание грамзаписи
Практический метод.
Приёмы:
Элементы инсценировки.
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность. Инсценирование.
Наглядный метод.
Приёмы:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.
Оформление выставки
Наряду с уже перечисленными есть множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми
Традиция ежедневного чтения.
Оформление книжных центров в группах детского сада.
Оформление выставок.
• Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д.).
• Выставки книг писателей-художников.
• Азбуки.
• Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
• Тематические выставки.
• Народные детские песенки стран мира.
• Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
• Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
• Выставки книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
• Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
• Детские журналы
• Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Ее отличие от выставки - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
• Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т. д.)
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
Макеты по любимым сказкам.
Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
Предлагаем вашему вниманию варианты заданий для викторин
Задание 3.
а) (воспитателям предлагаются варианты заданий с использованием мультимедийных технологий)
б) «Шуточная реклама».
Ещё один вариант заданий для викторины «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения
(При ответах указывается название и авторство произведений)
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
5. Подведение итога.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»